Светлана Мотненко
Интеллектуальная игра по экологическому воспитанию «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологическому воспитанию :
«Наши пернатые друзья»
Задачи:
- учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполнять определенную роль – роль игрока;
- обобщить и расширить знания детей о птицах Югорского края;
- учить воплощать свои знания умения и навыки в различных видах деятельности;
Публикация «Интеллектуальная игра по экологическому воспитанию „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2013
- формировать связную речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок, давать полный содержательный ответ ;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать доброе заботливое отношение к живой природе, внимание к каждому её объекту;
- воспитывать умение работать в команде, помогать друг другу;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением птиц, работа с моделями, чтение познавательной литературы по теме.
Словарь: желна, пролетные, журавлята, лебедята, стерх.
Материал к занятию: иллюстрации с изображением птиц, волчок, карточки для штриховки, песочные часы, карточки для игры «Четвертый лишний», цветные карандаши, круглый стол.
Мотивация: в начале занятия детям предлагается вступить в детский интеллектуальный клуб знатоков «Что? Где? Когда?»
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Приемы обучения: вопросы, беседа, рассказ, д\игра, рассматривание иллюстраций, объяснение, штриховка.
Приемы активизации детей: игровая мотивация, использование наглядного материала, действия с предметами, игра.
Форма организации детей на занятии: интеллектуальная викторина.
Форма организации детей на занятии: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Ход занятия:
Воспитатель : Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычная встреча, я предлагаю вам вступить в ряды детского клуба знатоков родной природы «Что? Где? Когда?». Согласны?
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете - есть родина своя.
Для ивушки плакучей нет реченьки милей.
Для беленькой березки опушки нет родней.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья.
У каждого на свете есть Родина своя.
А там где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные Югрою мы зовем.
Воспитатель : Наша игра будет посвящена птицам, которые обитают на территории нашего края. Итак, команда готова?
Дети: да
Воспитатель : Предлагаю вам занять места за столами. На круглом столе стоит волчок, я предлагаю крутить его по очереди. Стрелка укажет номер конверта с заданием. За каждый правильный ответ вы получаете книгу. Предлагаю начать игру.
Дети крутят волчок
Конверт №1. Как лиса среди зверей эта птица всех хитрей
Прячется в зеленых кронах. А зовут её(ворона)
ребенок находит иллюстрацию с изображением вороны
Воспитатель : Ворона – это перелетная птица или зимующая? (зимующая)
Ребята, вороны обитают в городах, а в лесу обитают вороны.
Посмотрите на иллюстрацию, городская ворона имеет оперение серое с черным.
Лесные вороны полностью черные и они намного крупней. Лесного ворона люди называют санитаром леса, потому что эти птицы питаются останками животных, таким образом очищая лес от грязи.
Воспитатель : Ребята, назовите, пожалуйста, отличительные особенности птиц. По каким внешним признакам мы можем определить, что перед нами птица?
(Тело покрыто перьями. Имеется клюв, крылья. Потомство появляется из яиц.)
Воспитатель : Правильно. А вы знаете, почему птиц называют пернатыми? (потому что у них есть перья)
Конверт №2. Не дровосек, не плотник. А главный в лесу работник. Кто это (дятел)
дети находят иллюстрацию
Воспитатель : Ребята дятлы бывают разные. Есть пестрый дятел, а есть, черный дятел его называют желна. Он крупнее обычного пестрого дятла.
Скажите, почему дятла называют лесным доктором?
Дети: Он питается жуками и личинками, которые живу в стволе дерева.
Воспитатель : Правильно. Дятел очень полезная и умная птица. Он может определить больное дерево задолго до того как это сделает человек. Люди заметили, чем больше в лесу дятлов, тем здоровее лес.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Зимующие - перелетные» Ваша задача разделить картинки с изображением птиц на 2 группы: зимующие птицы, перелетные птицы.
Проводится игра.
Конверт№3 Что за птица мороза не боится,
хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (клест)
Воспитатель : Какая особенность у этой птицы, чем она отличается от других?
Дети: Птенцы появляются зимой.
Воспитатель : А вы знаете, почему это происходит? (ответы детей)
Воспитатель : Дело в том, что клесты питаются семенами шишек. Зимой шишки очень твердые и птенцы не смогут самостоятельно добывать себе пищу, клюв у них мягкий. А весной под воздействием солнца и тающего снега у шишек раскрываются чешуйки и маленькие клесты самостоятельно питаются.
Воспитатель : для выполнения следующего задания вам надо будет разбиться на 2 группы. Каждая группа получит вот такой листок (показываю, ваша задача определить кто лишний на этой картинке и почему.
Дети выполняют задание.
Воспитатель : А сейчас на правах ведущего я объявляю игровую паузу.
Проводится подвижная игра «Ручейки и озера»
Конверт №4 По поднебесью веревка протянулась. Кто это? (журавль)
Воспитатель : Журавль, это перелетная или зимующая птица? (перелетная)
Воспитатель : Журавли очень интересные птицы. Например, весной они устраивают настоящие танцевальные представления. Чтобы создать пару для продолжения своего рода самцы начинают танцевать перед журавлихами. Чей танец ей больше понравиться с тем она создают семью.
На территории нашего края обитает один из наиболее красивых видов журавля это Стерх. Этот вид занесен в красную книгу и охраняется государством.
(выставляется изображение)
Воспитатель : задание следующее: закончи предложение. Надо будет назвать птенцовптиц, например: утки летят на юг с утятами
Журавли с журавлятами
Гуси с гусятами,
Лебеди с лебедятами,
Грачи с грачатами,
Скворцы со скворчатами,
Галки с галчатами,
Конверт №5 Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. Кто это? (снегирь)
Воспитатель : Снегирь это перелетная или зимующая птица?
Дети: зимующая
Воспитатель : Снегиря еще называют пролетной птицей, потому что он в течении зимы перелетает с места на место. Чем питается снегирь? (рябиной)
Воспитатель : Снегири, как некоторые из животных делают себе кладовые. Садясь на ветку рябины, часть ягод они сбрасывают в снег. В снегу ягоды хранятся как в холодильнике до самой весны. А весной когда корма остается очень мало снегири прилетают к своим кладовкам и выгребают ягоды из под снега.
Задание, которое нам предстоит сделать следующее: за 1 минуту вы должны заштриховать как можно больше ягод и листиков рябины. Время засекаем по песочным часам.
Дети выполняют задание.
Воспитатель : Наша планета Земля очень щедра и богата
Горы леса и поля- дом наш родимый ребята.
Солнышко рано встает, лучиком день зажигает.
Весело птица поет, песней день начинает
Ребята, сегодня вы показали себя настоящими знатоками родного края, его пернатых обитателей. Я с удовольствием хочу вручить вам дипломы знатоков клуба «Что? Где? Когда?» Спасибо вам за игру, мне было приятно с вами встретится. Надеюсь, библиотека книг, которую вы сегодня заработали, поможет вам в дальнейшем познании природы