Татьяна Овечкина
Занятие по экологии в старшей группе «Четыре времени года»
▼ Скачать
Занятие по экологии в старшей группе на тему
«Четыре времени года»
Программное содержание:
Задачи:
-закреплять экологические знания о деревьях, птицах, животных тайги;
-развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, память мышление, наблюдательность, любознательность, умение слушать друг друга;
Публикация «Занятие по экологии в старшей группе „Четыре времени года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-воспитывать у детей интерес к жизни леса, умение вести себя в лесу; любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность;
-создать соответствующий эмоциональный настрой.
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Оборудование: мнемотаблицы всех времён года, иллюстрации птиц Прибайкалья, животных разных широт, места их обитания, карточки с правилами поведения в природе, задания от Сибирячка, мультимедийное оборудование.
Аудиосредства: фонограммы "Голоса птиц", "Шум леса", «Шум осенней природы»
Методы:
-наглядное обучение (использование иллюстраций птиц, мнемотаблицы, карточки с изображениями животных и средой их обитания);
-словесный (беседа, художественное слово);
-игровой (дидактическая игра, игровое упражнение);
-практический (физминутка, релаксация).
Ход занятия.
Дети заходят в группу под песенку В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам»
Воспитатель:
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей Земли!
В нашей группе дружат все дети и взрослые.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
С вами мы подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о нашей природе, о нашей сибирской земле. Мы отправимся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем. Природа награждает каждый сезон нас чудесными дарами и красотами.
С давних пор человек наблюдал за природой: собирал приметы, придумывал стихи, загадки, пословицы и поговорки и передавал их из поколения в поколение: от отца к сыну, от матери к дочери. Вот и получается, что мы не только о временах года поговорим, но и о нашей земле – России, о нашей малой родине - Прибайкалье. Почему? Потому что такая зима, такая весна, такое лето и осень бывают только у нас.
Вы знаете, что к нам в детский сад каждый сезон приезжает друг сибирского леса, друг Байкала - Сибирячок. Он не раз рассказывал нам много интересного, нового о природе нашего края. Вот и сегодня он приехал к нам на саночках. Сибирячок очень хочет с вами отправиться в путешествие. Вы не против? (вносит куклу Сибирячок).
Сибирячок. Здравствуйте девочки и мальчики! У нас очень красиво во все времена года. Хотите увидеть сразу все четыре времени года? (ответы детей)
Тогда я приглашаю храбрых мальчиков, веселых девочек, умных и смекалистых ребят в мою "Таёжную страну".
Воспитатель: Ребята, вы хотите попасть в "Таёжную страну" с Сибирячком? (Ответы детей). Тогда нам надо вспомнить правила поведения в лесу.
Дети поочерёдно рассказывают правила поведения в лесу
1-й ребё нок:
Если в лес пошел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Но смотри не забывай:
2-й ребё нок:
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки
3-й ребё нок:
Ветки ели не ломай
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
Зря цветов не надо рвать!
4-йребё нок:
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить
Топать, хлопать, палкой бить.
5-й ребё нок:
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин кедр и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Вместе: Берегите природу!
Из предложенных картинок дети выбирают те, которые относятся к правилам поведения в природе.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично знаете правила поведения в лесу.
- Я предлагаю вам взяться за руки и улыбнуться друг другу. Давайте все вместе закроем глаза и послушаем волшебную музыку леса. (Звучит волшебная мелодия).
-Что вы услышали и представили? (Ответы детей). Ну, что ж, а теперь в путь! Раз, два, три повернись и в таёжной стране очутись!
1 слайд «Зимний лес»
Воспитатель: Сибирячок, какая у тебя красота в лесу! Правда, ребята? Чтобы в лесу нам не было скучно, Сибирячок приготовил небольшие задания. А вот и первое задание. (Конверт-снежинка).
Игровое упражнение "Расскажи-ка» (Предлагаю детям карточки с графическим изображением всех времён года (мнемотаблицы). Дети должны найти карточку-схему «Зима» и рассказать по ней о данном времени года.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с первым заданием. А теперь давайте поприветствуем волшебный лес.
Физминутка
Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки)
встанем, глубоко вздохнем. (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх.)
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали. (И слушают пение птиц.)
Воспитатель: Идем дальше. Кто же встретится дальше на нашем пути? Чтобы это узнать, вам нужно отгадать загадку.
Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит-плохи дела
А кого паук боится?
Угадали? Это (птица).
Воспитатель: Правильно, это птица. Назовите зимующих птиц Прибайкалья.
2 Слайд «Зимующие птицы Прибайкалья»
А чем питаются птицы зимой? Но корма к весне становится мало, что для этого делают люди?
(Ответы детей)
Воспитатель: Смотрите, ребята, а что это за перышко к нам прилетело? Это перышко не простое, а очень тёплое. Принесло оно нам весну-красну и новое задание «Конверт – перышко».
3 Слайд – «Весенний лес»
Что весной бывает? (составить рассказ по мнемотаблице)
Отлично справились!
Вы хорошо знаете, как выглядит птица? Попробуйте собрать перелётных птиц.
Игра "Элементы". Проводится в виде игры-соревнования: дети должны соединить основную часть птицы с птичьим элементом (клюв, хвост, лапки).
Воспитатель: Кто быстрее соберет свою птицу, сразу нужно отнести ее на весеннее дерево. Вот все птички сидят рядом. А мы с вами давайте присядем на стульчики и послушаем птичий концерт: спинка у всех прямая, ноги вместе.
Релаксация (Фонограмма "Голоса птиц").
Воспитатель: Вам понравился птичий концерт? (Ответы детей). Голоса, каких птиц вы узнали? Сибирячок приглашает вас отправиться дальше.
4. Слайд – «Летний лес»
Рассмотрим мнемотаблицу. Посмотрите внимательно и скажите, о каком времени года в ней говорится? (о лете) Составьте по одному предложению о лете.
Летнее солнышко отправило нам задание на своём лучике. Постараемся его выполнить? (Конверт – лучик)
Летом жарко и все звери ищут, где бы напиться воды. К водопою спешат звери со своими детёнышами (воспитатель читает стихотворение, а дети договаривают слова, называют детёнышей диких животных Прибайкалья).
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок)
За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок)
За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок)
За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок)
За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок)
За мамой лосихой бежал… Кто? (Лосёнок)
За мамой мышкой семенил…Кто? (Мышонок)
5. Слайд – «Осенний лес» (с фонограммой звуки осенней природы)
Ребята, что это за шум? ( Ответы детей: идёт дождь, шумит ветер, крик журавлей). Вот и наступила Осень. Расскажите, что бывает осенью? (мнемотаблица)
Ребята, помните Сибирячок говорил, что у него много друзей в лесу? По-моему, в лесу произошла какая-то ошибка. Достаёт конверт-листок с заданием. Все животные перемешались, а ведь скоро зима, многие замёрзнут у нас в Сибири! Помогите Сибирячку расселить животных по домам (по континентам).
Игра "У каждого в природе есть свой дом".
6. Слайд «Карта мира», с обозначенными на ней животными
Ребята, кто знает это животное? Где оно живёт? (показываю нерпу)
Сибирячок хочет показать вам видеофрагмент о жизни нерпы.
Просмотр видеофрагмента о нерпе (1мин)
Воспитатель: Вот такой замечательный друг у нашего Сибирячка. Ребята, а что вы знаете о нерпе? (ответы детей)
Сибирячок: Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Вам понравилось путешествие? В какое время года вы хотели бы ещё раз вернуться?
Я хочу вручить вам медаль за отличное знание родной природы!
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки, и под прекрасную музыку леса произнесём волшебные слова «Раз, два, три повернись и в детском саду очутись!»
Вот мы и вернулись в детский сад. Пора прощаться. До свидания, Сибирячок!
Сибирячок: До новых встреч, мои друзья!