нина толчина
Занятие по социальному развитию «С кем бы я хотел дружить?»
МБДОУ «Центр развития ребенка «Детский сад №34 «Золотая рыбка»
Тема «С кем бы я хотел дружить»,средняя группа
Воспитатель высшей кв. категории Толчина Нина Анатольевна, Город Набережные Челны,Татарстан
Программное содержание.
Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе.
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Воспитывать женственность у девочек и мужественность у мальчиков.
Предварительная работа.
Публикация «Занятие по социальному развитию „С кем бы я хотел дружить?“» размещена в разделах
Заучивание пословиц о дружбе, беседа и рассматривание иллюстраций на тему «Человек и его поступки», чтение художественной литературы (Л. Толстой «Два товарища», С. Седов «Сказка про Сережу и Лену», Е. Серова «Нехорошая история»).
Материал: кукла-мальчик, кукла-девочка, иллюстрации на тему о дружбе, поступках; магнитофон, диски, кассета.
Ход занятия.
Дети заходят в группу под песню о дружбе. Поставлены стулья только для девочек.
Воспитатель. Дети, посмотрите, как мало стульчиков. Как же нам быть, кому предложить присесть на них? (мальчики должны предложить сесть девочкам, а для себя принести другие.)
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о дружбе. Под какую песню мы зашли в группу?
Дети. Под песню дружбы.
Воспитатель. Вспомним слова песни.
Дети. Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит -
Вот, что значит настоящий верный друг.
Воспитатель. Ребята, у вас есть хороший, настоящий друг? Дети. Да.
Воспитатель. Скажите, какого человека можно назвать другом?
Дети. Того, который помогает, не бросает в трудную минуту, разделит
вместе радость и горе, всегда готов прийти на помощь.
Воспитатель. Настоящий друг какой?
Дети. Верный, близкий, терпеливый, надежный.
Воспитатель. Вспомните пословицы о дружбе.
Дети. Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Друга ищи, а найдешь - береги.
Дружбу помни, а зло забывай.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг за друга стой и выиграешь бой.
Есть пирожки - есть и дружки,
Нет пирожков - нет и дружков.
Воспитатель. Булат, как ты понимаешь свою пословицу? А Амелия что скажет? (спросить 2-х, 3-х детей).
Воспитатель. Савва, кого ты можешь назвать своим другом? Почему? Ваня, а ты? (спросить 2-х, 3-х детей)
Воспитатель. Показать детям куклу-мальчика. Рассмотреть. Почему решили, что это мальчик.
Дети. Одет в брюки, рубашку, галстук, короткая стрижка.
Игра «назовите имена мальчиков» (дети называют имена мальчиков)
Воспитатель. Девочки, скажите, каким должен быть мальчик, с которым хотелось бы дружить?
Девочки (называют по очереди качества мальчиков, передавая куклу-мальчика друг-другу). Мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не обманывает, не обижает девочек, а, наоборот, их защищает и помогает, уступает им игрушки.
Воспитатель. Девочки, скажите, каким мальчик не должен быть?
Девочка. Мальчик не должен быть трусливым, ленивьш, слабым.
Воспитатель. Показать куклу-девочку. Рассмотреть. Почему решили, что это девочка?
Дети. Одета в платье, длинные волосы, косички, бантики.
Игра «Назовите имена девочек».
Воспитатель. А теперь спросим у мальчиков, какой должна быть девочка, с которой хотелось бы дружить? (мальчики называют по очереди качества девочек и передают куклу-девочку).
Мальчики. Девочка должна быть доброй, аккуратной, красивой, стильной, модной, спортивной, хорошей хозяйкой.
Воспитатель. А какой не должна быть девочка?
Дети. Злой, ленивой, неряшливой.
Воспитатель. Все хотят иметь верного друга. Но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами.
Народная мудрость гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По поступкам ваших друзей судят о вас. Поэтому, если ваш друг совершит недостойные поступки, помогите ему стать хорошим, не поощряйте его недостатки. Верный друг разделит с вами и радость, и беду.
Физминутка под фонограмму.
Воспитатель. А сейчас разберемся в ситуациях. Рассмотрим иллюстрации.
Картинка №1. (Девочки катаются на качелях. Мальчик стоит в стороне.)
Воспитатель. Кого вы видите на картине? Что можете сказать об этой ситуации? (варианты ответов)
Воспитатель. Дайте имена мальчику и девочкам. Посмотрите на их выражение лица. Как вы думаете, чем закончилась эта ситуация? (варианты ответов детей)
Картинка №2.
Воспитатель. Кто из вас оказался прав? Катя, а как бы ты поступила? (спросить 2-х, 3-х детей).
Воспитатель. Да, ребята, девочки разрешили покататься мальчику, и всем стало весело.
Воспитатель. Я усложняю для вас задание. (Вывешивается сразу 3 картины. Предлагается расставить картинки по развитию ситуации).
Воспитатель. С чего все началось? Как развивались события? Чем закончилась эта ситуация? Кто помог девочке?
Дети отвечают.
Воспитатель. Рассмотрев эти ситуации, теперь и мальчики, и девочки будут помогать друг другу в любых ситуациях.
Занятие заканчивается песней о дружбе.