Чубанова Джейран
Занятие по социально-бытовой ориентировке для детей-сирот «Экономика домашнего хозяйства. Оплата жилья, коммунальные услуги»
▼ Скачать + Заказать документы
государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 1 «Колосок» с. Нижняя Александровка Минераловодского района Ставропольского края
Занятие по социально-бытовой ориентировке
«Экономика домашнего хозяйства.
Оплата жилья, коммунальные услуги»
Подготовила:
Чубанова Д. А. ,
воспитатель
Цель: научить воспитанников оплачивать коммунальные платежи.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Закрепить знания о составляющих семейного бюджета, дать знания о домашней экономике, правилах оплаты коммунальных услуг.
2. Формировать умения снимать показания электрического, газового, водяного счетчиков и заполнения квитанций на оплату этих видов услуг.
Воспитательные:
1. Воспитывать у воспитанников сознательное отношение к финансовым расходам и бережливость.
2. Формировать социальную активность и самостоятельность.
3. Практическая подготовка воспитанников к жизни в социуме.
Развивающие:
1. Развивать мышление, память, внимание, речь.
2. Формировать экономическое мышление.
Знания, умения, навыки и качества, которыми овладевают воспитанники во время занятия :
• Овладевают экономическими понятиями : экономия, коммунальные платежи.
• Актуализируют знания о домашней экономике, правилах оплаты коммунальных услуг.
• Приобретают умения снимать показания с бытовых приборов учёта, заполнять квитанции об оплате коммунальных платежей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Целеполагание и мотивация.
4. Объяснение.
1. Что такое коммунальные услуги и платежи.
2. Снятие показаний со счётчиков, расчёт оплаты.
3. Практическая работа «Расчёт оплаты».
4. Платёжные квитанции.
5. Практическая работа «Заполнение квитанций».
6. Места оплаты коммунальных услуг.
7. Способы экономии электроэнергии, воды, тепла.
5. Рефлексия.
Структура занятия
Этапы Дидактические задачи Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
1. Организация начала занятия. Подготовка воспитанников к работе во время занятия. Введение занятия. Побуждает воспитанников к организации рабочего места. Создаёт комфортную обстановку. Проверяют готовность своего рабочего места к занятию, настраиваются на успешную работу в процессе работы.
2. Актуализация опорных знаний. Подготовка воспитанников к основному этапу занятия. Включение мыслительного процесса. Организует проверку знаний воспитанников по теме через театрализацию и ответы на вопросы. Воспитанников отвечают на вопросы.
3. Целеполагание и мотивация. Обеспечение мотивации и принятие воспитанниками цели занятия, побуждение к деятельности Организует работу воспитанников по принятию целей занятия, обращает внимание на актуальность темы. Обсуждают и формулируют тему и цели занятия с направляющей помощью воспитателя.
4. Изучение материала. Создание условий для изучения материала. Организует деятельность воспитанников по изучению материала с помощью мультимедийной презентации, разгадывания загадок, использования наглядности Воспитанники знакомятся с видами счётчиков, учатся снимать с них показания, учатся заполнять квитанции, используя образцы и слайды мультимедийной презентации.
Практическая работа. Создание условий для выполнения заданий с применением полученных знаний и умений. Организует деятельность воспитанников по применению знаний и умений для выполнения практической работы. Воспитанники самостоятельно выполняют задания, записывая сведения в таблицу. Объясняют выполнение заданий, проговаривая этапы.
Осуществляют самопроверку.
5. Рефлексия.
Сделать выводы по занятию. Создать условия для рефлексии собственной деятельности. Организует проверку знаний воспитанников через ответы на вопросы, заполнение тестовой «квитанции» по содержанию занятия. Воспитанники отвечают на вопросы, заполняют «тестовые квитанции». Определяют уровень собственных достижений.
1. Организационный момент. (Добро пожаловать на занятие)
- Здравствуйте, уважаемые гости и дети. Рада всех вас видеть на нашем занятии
2. Актуализация опорных знаний.
СЦЕНКА: (Стук в дверь, входит бабушка)
Воспитатель: - Здравствуйте, Эльвира Алексеевна, что случилось?
Бабушка: - Ребятушки, вы мне не раз помогали, выручайте. Вот получила бумаги какие-то, а что с ними делать не знаю…
Девочка: - Бабушка, давайте я посмотрю. Да это же квитанции на свет, на газ, на воду, их оплатить надо!
Бабушка: Деточка, где мне их оплатить можно?
Девочка: на почте, в банке
Бабушка: Спасибо, ребятки, пойду оплачивать, до свидания.
Воспитатель: До свидания, Эльвира Алексеевна.
- Почему так важно уметь правильно обращаться с платёжными документами? (потому что коммунальные платежи – это одна из статей расхода семейного бюджета)
Семейный бюджет
- Что такое бюджет семьи? (это все доходы и расходы семьи за определённый период времени)
-Из чего состоит семейный бюджет? (из доходов и расходов)
Семейный бюджет, расходы, доходы.
- Из чего складываются доходы? (зарплата, пенсия, стипендия, пособия, проценты от вкладов, сдача жилья) 4 слайд 1 щелчок – доходы
- О доходах мы много говорили, а на что в семье расходуют деньги? (на питание, на обучение, на отдых, на приобретение одежды и мебели, на культурно-бытовые услуги : посещение кино, музеев, театра).
3. Целеполагание и мотивация.
Воспитатель: - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (коммунальные платежи) «Оплата жилья, коммунальные платежи»
- Кто-нибудь догадался, чему мы будем сегодня учиться? (снимать показания счётчика, - подсчитывать расходы, - заполнять квитанции на оплату)
4. Объяснение материала.
Что такое коммунальные услуги и платежи?
- Кто знает, что такое коммунальные услуги? (Коммунальные услуги - это услуги для обеспечения комфортных условий жизни)
- Как вы думаете, что включает в себя плата за коммунальные услуги? Давайте посмотрим на экран. (оплату за холодное водоснабжение, за горячее водоснабжение, плату за водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление)
- С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами. Их раньше вносили до 10 числа, а теперь разрешено до 15 числа ежемесячно.
Снятие показаний счётчиков, расчёт оплаты.
- А о каком виде коммунальных услуг сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:
К дальним сёлам, городам
Что идёт по проводам?
Светлое величество!
Это …? (электричество)
- Сейчас мы используем для освещения помещений электрические лампочки. Всегда ли была электрическая лампочка?
- Каких её предшественников вы знаете? (лучина, свеча, факел, керосиновая и масляная лампы)
- Ребята, отгадайте ещё одну загадку:
Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргая.
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь-
Всё на ус мотает.
(электросчётчик)
- В чём измеряется электроэнергия? (в кВт в час)
- Чтобы снять показания с электросчётчика, надо списать цифры вот из этого окошечка (показать).
- Как выдумаете, а чтобы подсчитать, сколько надо заплатить за свет, достаточно только этих показаний? (нет)
- Для того чтобы посчитать, сколько нужно заплатить за свет, нужно знать последнее показание счётчика в прошлом месяце и знать сколько стоит 1 кВт электроэнергии.
- Кто знает, какова сейчас цена тарифа на свет? (4,35)
- А теперь мы научимся рассчитывать плату за израсходованную электроэнергию. Оплата электроэнергии производится согласно показанию электросчётчика.
- Показания электросчётчика на сегодняшний день 6300 кВт•ч, а последнее показание в прошлом месяце было 6200 кВт•ч. Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в этом месяце, если цена за 1 кВт•ч составляет 4 рубля 35 копейки?
- Как узнать, сколько электроэнергии потребили в течение месяца? (из текущего показания счётчика вычесть предыдущее)
6300– 6200 = 100 (кВт•ч) – расход электроэнергии за месяц.
- Сколько же денег будут стоить 100 кВт •ч электроэнергии? Как мы можем это узнать? (умножением стоимости одного кВт•ч на количество израсходованной электроэнергии)
- Помимо приборов учета электроэнергии есть и другие приборы учета. Кто знает какие? (газовые и водяные счётчики)
- Стоимость платежей за газ и воду рассчитывается аналогично платежу за электроэнергию.
- В чем измеряются газ и вода? (в кубических метрах)
- Давайте рассчитаем плату за газ. 1 куб. метр газа стоит сейчас – 7 руб. 86 коп., текущее показание 8120 кубометров, а предыдущее 8100 кубометров.
- Сколько кубометров израсходовали? (20)
- Сколько должны заплатить за месяц? (157 руб. 2 коп.)
- И теперь рассчитаем плату за воду. Кто знает, сколько стоит 1 кубометр воды? (74 руб. 83 коп.)
- Текущее показание на счётчике 1460, предыдущее – 1450, сколько кубометров воды израсходовали? (10 кубов)
- Сколько должны заплатить за месяц? (748 руб. 3 коп.)
- Ребята в городе, проживая в квартире, жильцы оплачивают отдельно горячую и холодную воду, и, конечно же, стоимость 1 кубометра горячей воды будет стоить дороже. Как вы думаете, почему? (Потому что на её нагревание затрачивается электроэнергия, а за неё тоже надо платить)
• Практическая работа «Расчёт оплаты за месяц»
Воспитатель:
- А теперь вы самостоятельно поучитесь рассчитывать плату за свет, воду и газ)
Самостоятельная работа по карточкам. Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.
Заполни таблицу, если плата за свет - 1кВт•ч – 4,35 р.
предыдущее 5630 2100 3400 1700
последующее 5720 2300 3550 1930
Оплата за месяц 90x4,35
=391,5 200x4,35 =870,00 150x4,35
= 652,5 230x4,35
=1000,5
Заполните таблицу, если оплата за газ составляет 7,86 р.
предыдущее 10100 12300 15600 1700
последующее 11100 12450 17000 1830
Оплата за месяц 100 x 7,86
= 786,00 150x5,61
=1179 1200x7,86=9432 130x7,86
=1021,8
Заполнить таблицу, если оплата за холодную воду составляет 74 руб. 83 коп. за 1 куб. метр
предыдущее 240 250 265 270
последующее 250 265 270 283
Оплата за месяц 10x74,83
=783,3 15x74,83
=1122,45 5x74,83
=374,15 13x74,83
=972,79
-Давайте проверим, что у нас получилось. По очереди читаем ответы, если кто-то не согласен поднимает руку.
• Платёжные квитанции.
Воспитатель:
- Мы уже знаем, что оплата за электроэнергию, воду и газ производится согласно показаниям счётчика и вносится ежемесячно. А чтобы произвести оплату нужно заполнить платёжную квитанцию. Вот этому мы сейчас и научимся.
Все поля платёжной квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво, в противном случае платёж может быть разнесён неверно.
- Сейчас мы с вами заполним квитанцию по образцу.
• Практическая работа «Заполнение квитанций».
Воспитанники под руководством воспитателя заполняют платёжные квитанции.
Места и правила оплаты коммунальных услуг.
- Ребята, а где можно произвести оплату за коммунальные платежи?
- Из предложенных учреждений исключите лишнее (Аптека, банк, почта, супермаркет, поликлиника, касса ЖЭУ).
- Сейчас появилась новая форма оплаты услуг : через специальные устройства – платёжные терминалы, которыми вы многие уже умеете пользоваться.
- Для того чтобы это сделать, достаточно выбрать на клавиатуре терминала вид оплаты и поднести штрих-код, напечатанный на квитанции к специальному окошку (показать где штрих-код находится) и сделать это можно не только наличными деньгами, но и банковской картой. Если вы внесли большую, чем надо сумму, то она будет переведена на счёт мобильного телефона.
- А что будет, если вы вовремя не будете оплачивать коммунальные платежи? (могут наложить штраф, или по-другому это называется пеня, которая составляет определённый законом процент от платы, и чем больше просрочили оплату, тем больше придётся переплатить)
- А надо ли экономить свет, газ, воду? То, чего у нас на первый взгляд достаточно? (надо)
- Назовите способы экономии электроэнергии (беречь электроэнергию, энергосберегающие лампочки)
- воды (экономить воду)
- Итак, если хотите получить лишние деньги, то надо экономить! Что такое экономия, давайте прочитаем. (Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход).
- Давайте сейчас вспомним пословицы и поговорки об экономии.
• Денежки счёт любят.
• Бережливость лучше богатства.
• По приходу и расход.
• Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт
5. Рефлексия.
- Наше занятие подходит к концу, и сейчас для того, чтобы подвести итоги, я предлагаю вам заполнить квитанцию и оплатить ее на почте.