Приложение МААМ

Занятие по слушанию музыки П. И. Чайковского «Детский альбом»

Долотказина Марина
Занятие по слушанию музыки П. И. Чайковского «Детский альбом»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.

Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей, вызывать эмоциональную отзывчивость, учить высказываться об эмоционально-образном содержании музыки, различать 3-х частную форму произведения, передавать характер музыки в движениях, в игре на музыкальных инструментах.

Приветствие: Пропеть "Здравствуйте", предложить детям определить направление мелодии, повторить приветствие и показать движение мелодии рукой.

Муз. руководитель: Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (показываю портрет)

- Скажите, пожалуйста, кого называют композитором? (ответы детей)

- Да, правильно, человека, который сочиняет музыку, называют композитором.

Пётр Ильич Чайковский сочинил много прекрасной музыки. Эту музыку знают и любят люди во всём мире. Пётр Ильич Чайковский жил давно, более ста лет назад. В то время ещё не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики в те далёкие времена играли не с машинками, а с деревянными солдатиками и лошадками на колёсиках, но девочкам, также как и сейчас дарили красивых кукол.

Пётр Ильич Чайковский написал музыкальные пьесы для детей - эти маленькие музыкальные картинки рассказывают о жизни детей, которые жили в те далёкие времена. Сборник музыкальных пьес для детей Пётр Ильич Чайковский назвал("Детский альбом").

-Для чего Пётр Ильич Чайковский сочинил эту музыку? (ответы детей) У Пётра Ильича Чайковского был племянник, Володя Давыдов, и чтобы ему интереснее было учиться игре на фортепьяно, Пётр Ильич сочинил эту музыку. Все эти пьесы написаны для одного музыкального инструмента - фортепьяно.

Сегодня мы с вами послушаем пьесу из "Детского альбома". Какую - отгадайте загадку.

Они в коробочке лежат, но если их достать,

построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!

И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики!

Скажите, как же их зовут?

Дети: Деревянные солдатики!

А пьеса из "Детского альбома" называется… (Марш деревянных солдатиков)

Послушайте внимательно, о чём и как рассказывает музыка и всегда ли марш звучит одинаково? (звучит аудио запись)

Муз. руководитель: Расскажите, пожалуйста, что вы услышали? (ответы детей)

-Маленькие солдатики, ровными рядами шагают своими деревянными ножками, поэтому марш звучит легко, отрывисто, тихо, прозрачно, высоким звуком. Но в то же время марш звучит отчётливо, ритмично, потому что солдатики смелые, решительные и отважные, шагают в ногу, чеканят шаг.

- Всегда ли музыка марша звучит одинаково? (ответы детей) Да, в середине марша музыка меняется. Солдатики будто перестраиваются, выполняя команды своего командира. (исполняется фрагмент) А потом опять звучит музыка, с которой марш начинался. (исполняется фрагмент) В конце марш звучит тише и тише - солдатики удаляются, уходят. (исполняется фрагмент)

Давайте промаршируем, как деревянные солдатики: смело, чётко, но очень легко. А в средней части марша нам сыграют барабанщики.

Дети маршируют, на среднюю часть музыки играют на барабанах.

- Какие замечательные деревянные солдатики.

Сейчас я хочу вам напомнить другую пьесу из "Детского альбома".

Исполняется "Болезнь куклы" (фрагмент)

- Вы узнали это произведение? (ответы детей)

Кукла заболела, на бочок легла.

Дали ей конфету - кукла не взяла.

"Сами виноваты! - доктор говорит, -

У неё животик от конфет болит!"

Давайте мы с вами вместе сейчас исполним эту пьесу.

(Дети подыгрывают на колокольчиках высокого и низкого звучания с помощью молоточков, соответственно смене частей музыки).

- Расскажите о характере этой музыки. (высказывания детей) Стонущий, плачущий, жалобный, грустный, печальный характер, утихающие звуки в конце пьесы - кукла засыпает.

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна.

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Давайте споём для больной куклы песню про детский сад.

Дети исполняют песню "Детский сад - дом радости" музыка и слова Л. Олифировой

Муз. руководитель: Наша куколка совсем поправилась и хочет танцевать. Солдатики, приглашайте наших куколок на танец.

Дети исполняют "Танец кукол и солдатиков" - Д. Шостакович "Вальс-шутка"

Муз. руководитель: Пётр Ильич Чайковский написал много прекрасной музыки для детей и для взрослых. И сейчас я хочу вам предложить вновь послушать музыку Петра Ильича Чайковского.

Обратите внимание на звучание инструментов. (звучит "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" - фрагмент, аудиозапись)

Что за музыка звучала? (высказывания детей) В каком исполнении звучала эта музыка? (высказывания детей) Эту музыку исполняет целый оркестр, где много музыкальных инструментов, и у каждого своя роль. Скажите, во вступлении вальса, у какого инструмента главная роль? (ответы детей -арфа)

Коснулись - ожило

Прозрачное крыло

И нас с тобою в сказку

Легко так унесло.

И мы с вами под звуки арфы попадём на прекрасную цветочную поляну.

Дети исполняют танцевальную фантазию - мальчики с лентами - лучики, девочки с газовыми платками - цветы. Воспитатель исполняет роль солнца.

Муз. руководитель: Наступило утро. Над прекрасной цветочной поляной взошло солнце. Все цветы ещё спали, окутанные лёгкой дымкой. И вот первые солнечные лучики робко, пробежали по полянке, потом смелей и смелей. Они освещали каждую травинку, каждый цветок, пробуждая их ото сна… Чудесные цветы стали просыпаться, раскрываться под теплом солнечных лучей. Каждый цветок старался удивить других своей красотой и своим танцем. Всё вокруг оживало и благоухало, какая чудесная цветочная поляна у нас получилась.

Расскажите, пожалуйста, о настроении, характере звучавшей музыки? (высказывания детей)

Сказочная, волшебная, порхающая, чарующая, чудесная, летящая. Как прекрасно кружились в вальсе цветы: розы, ромашки, колокольчики.

Муз. руководитель: Вы замечательно пели, танцевали, слушали музыку и играли на инструментах, а сейчас пора прощаться.

Давайте, попрощаемся как деревянные солдатики - чётко, ритмично, легко (дети пропевают «до свиданья»); как больная кукла - печально, жалобно (дети пропевают «до свиданья»); как прекрасные цветы - восхищенно и радостно (дети пропевают «до свиданья»).

Публикации по теме:

Занятие «Путешествие ребят в магазин музыки» с использованием интерактивного тренажераЗанятие «Путешествие ребят в магазин музыки» с использованием интерактивного тренажера Цель: развивать музыкальные, ритмические, певческие и творческие способности детей в разных музыкальных видах деятельности. Задача: Учить.

Конспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки «Мир музыки Бетховена» в старшей группеКонспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки «Мир музыки Бетховена» в старшей группе Ко дню рождения композитора Л. В. Бетховена Программные задачи: развивать эмоциональную отзывчивость у воспитанников на музыку грустного.

Конспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки «В мире музыки Бетховена» Программные задачи: развивать стремление к самовыражению в процессе восприятия музыки и элементарного музицирования, формировать умения.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Занятие по слушанию музыки П. И. Чайковского «Детский альбом»
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 20:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по слушанию музыки П. И. Чайковского «Детский альбом»» (включая файлы) размещена пользователем Долотказина Марина (УИ 166327) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД