Долотказина Марина
Занятие по слушанию музыки П. И. Чайковского «Детский альбом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей, вызывать эмоциональную отзывчивость, учить высказываться об эмоционально-образном содержании музыки, различать 3-х частную форму произведения, передавать характер музыки в движениях, в игре на музыкальных инструментах.
Приветствие: Пропеть "Здравствуйте", предложить детям определить направление мелодии, повторить приветствие и показать движение мелодии рукой.
Муз. руководитель: Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (показываю портрет)
- Скажите, пожалуйста, кого называют композитором? (ответы детей)
- Да, правильно, человека, который сочиняет музыку, называют композитором.
Пётр Ильич Чайковский сочинил много прекрасной музыки. Эту музыку знают и любят люди во всём мире. Пётр Ильич Чайковский жил давно, более ста лет назад. В то время ещё не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики в те далёкие времена играли не с машинками, а с деревянными солдатиками и лошадками на колёсиках, но девочкам, также как и сейчас дарили красивых кукол.
Пётр Ильич Чайковский написал музыкальные пьесы для детей - эти маленькие музыкальные картинки рассказывают о жизни детей, которые жили в те далёкие времена. Сборник музыкальных пьес для детей Пётр Ильич Чайковский назвал("Детский альбом").
-Для чего Пётр Ильич Чайковский сочинил эту музыку? (ответы детей) У Пётра Ильича Чайковского был племянник, Володя Давыдов, и чтобы ему интереснее было учиться игре на фортепьяно, Пётр Ильич сочинил эту музыку. Все эти пьесы написаны для одного музыкального инструмента - фортепьяно.
Сегодня мы с вами послушаем пьесу из "Детского альбома". Какую - отгадайте загадку.
Они в коробочке лежат, но если их достать,
построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики!
Скажите, как же их зовут?
Дети: Деревянные солдатики!
А пьеса из "Детского альбома" называется… (Марш деревянных солдатиков)
Послушайте внимательно, о чём и как рассказывает музыка и всегда ли марш звучит одинаково? (звучит аудио запись)
Муз. руководитель: Расскажите, пожалуйста, что вы услышали? (ответы детей)
-Маленькие солдатики, ровными рядами шагают своими деревянными ножками, поэтому марш звучит легко, отрывисто, тихо, прозрачно, высоким звуком. Но в то же время марш звучит отчётливо, ритмично, потому что солдатики смелые, решительные и отважные, шагают в ногу, чеканят шаг.
- Всегда ли музыка марша звучит одинаково? (ответы детей) Да, в середине марша музыка меняется. Солдатики будто перестраиваются, выполняя команды своего командира. (исполняется фрагмент) А потом опять звучит музыка, с которой марш начинался. (исполняется фрагмент) В конце марш звучит тише и тише - солдатики удаляются, уходят. (исполняется фрагмент)
Давайте промаршируем, как деревянные солдатики: смело, чётко, но очень легко. А в средней части марша нам сыграют барабанщики.
Дети маршируют, на среднюю часть музыки играют на барабанах.
- Какие замечательные деревянные солдатики.
Сейчас я хочу вам напомнить другую пьесу из "Детского альбома".
Исполняется "Болезнь куклы" (фрагмент)
- Вы узнали это произведение? (ответы детей)
Кукла заболела, на бочок легла.
Дали ей конфету - кукла не взяла.
"Сами виноваты! - доктор говорит, -
У неё животик от конфет болит!"
Давайте мы с вами вместе сейчас исполним эту пьесу.
(Дети подыгрывают на колокольчиках высокого и низкого звучания с помощью молоточков, соответственно смене частей музыки).
- Расскажите о характере этой музыки. (высказывания детей) Стонущий, плачущий, жалобный, грустный, печальный характер, утихающие звуки в конце пьесы - кукла засыпает.
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна.
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Давайте споём для больной куклы песню про детский сад.
Дети исполняют песню "Детский сад - дом радости" музыка и слова Л. Олифировой
Муз. руководитель: Наша куколка совсем поправилась и хочет танцевать. Солдатики, приглашайте наших куколок на танец.
Дети исполняют "Танец кукол и солдатиков" - Д. Шостакович "Вальс-шутка"
Муз. руководитель: Пётр Ильич Чайковский написал много прекрасной музыки для детей и для взрослых. И сейчас я хочу вам предложить вновь послушать музыку Петра Ильича Чайковского.
Обратите внимание на звучание инструментов. (звучит "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" - фрагмент, аудиозапись)
Что за музыка звучала? (высказывания детей) В каком исполнении звучала эта музыка? (высказывания детей) Эту музыку исполняет целый оркестр, где много музыкальных инструментов, и у каждого своя роль. Скажите, во вступлении вальса, у какого инструмента главная роль? (ответы детей -арфа)
Коснулись - ожило
Прозрачное крыло
И нас с тобою в сказку
Легко так унесло.
И мы с вами под звуки арфы попадём на прекрасную цветочную поляну.
Дети исполняют танцевальную фантазию - мальчики с лентами - лучики, девочки с газовыми платками - цветы. Воспитатель исполняет роль солнца.
Муз. руководитель: Наступило утро. Над прекрасной цветочной поляной взошло солнце. Все цветы ещё спали, окутанные лёгкой дымкой. И вот первые солнечные лучики робко, пробежали по полянке, потом смелей и смелей. Они освещали каждую травинку, каждый цветок, пробуждая их ото сна… Чудесные цветы стали просыпаться, раскрываться под теплом солнечных лучей. Каждый цветок старался удивить других своей красотой и своим танцем. Всё вокруг оживало и благоухало, какая чудесная цветочная поляна у нас получилась.
Расскажите, пожалуйста, о настроении, характере звучавшей музыки? (высказывания детей)
Сказочная, волшебная, порхающая, чарующая, чудесная, летящая. Как прекрасно кружились в вальсе цветы: розы, ромашки, колокольчики.
Муз. руководитель: Вы замечательно пели, танцевали, слушали музыку и играли на инструментах, а сейчас пора прощаться.
Давайте, попрощаемся как деревянные солдатики - чётко, ритмично, легко (дети пропевают «до свиданья»); как больная кукла - печально, жалобно (дети пропевают «до свиданья»); как прекрасные цветы - восхищенно и радостно (дети пропевают «до свиданья»).