Елена Киба
Занятие по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Дружба — это мир планеты»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дружба – это мир планеты»
Цель:
развитие всех компонентов устной речи (обогащение активного словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи, формирования фонематического строя речи).
Образовательные задачи:
Расширение и активизация словаря по теме, «Дружба». Совершенствование грамматического строя речи (подбор родственных слов). Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении, подбирать прилагательные к существительным. Совершенствование фонематических представлений (выделение звука на фоне слова) .
Публикация «Занятие по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста „Дружба — это мир планеты“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи:
Развитие связной речи, продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, речевого слуха, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
воспитывать культуру речевого общения, закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
мультимедийный экран (дом- дружбы, сказочные персонажи, разноцветные цветы- украсить планету Земля, музыка П. И Чайковский из альбома «Времена года», демонстрационные картинки «Времена года», предметные и сюжетные картинки, карточки для фонематического диктанта, поле для игры «Крестики и нолики»
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений, поговорок, пословиц о дружбе. Проведение игр и упражнений, «Составь слово», «Дружба», «Семейка слов». Чтение произведений Осеевой «Три товарища», «Сторож», «До первого дождя».
Ход занятия
Организационный момент
(Создание эмоционального фона занятия. Объявление темы занятия)
Логопед:
Есть на земле огромный дом, под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Землею – матушкой родной, зовется этот дом!
Нашим домом называют не только Землю, но и её природу! А что такое природа? Солнечное тепло, ягоды, вода, животные, грибы, воздух, деревья, цветы– это природа.
Беседа «Времена года»
Перед вами изображения времен года. Назовите их! Дети, послушайте внимательно мелодию и подумайте, к какому времени года ее можно отнести (лето, осень, зима, весна).
Почему эта мелодия относится к лету/ осени/ зиме/ весне? Какое сейчас время года? (весна).
Назовите, какой сейчас месяц весны?
Назовите все три весенних месяца подряд, как они следуют друг за другом.
Сможем ли мы сейчас в данное время изменить ход событий, и переместиться в другое время года?
Например: в осенний промежуток времени (да, нет? Почему? Вывод детей: В природе все закономерно, осень приходит после лета, а весна не может быть раньше зимы.
Логопед: предлагаю поиграть в игру
«Придумайте слова на вопросы: какой, какая, какое, какие».
Не забудьте соединить слова с весенним временем года.
(Разделить группу на 2 команды)
Кто больше придумает слов-прилагательных к словам:
День, какой? – весенний, тёплый, солнечный, дождливый, прекрасный, холодный, ветреный, пасмурный, удачный, тоскливый, грустный, весёлый
Цветы, какие? – весенние, красивые, ароматные, цветные, весёлые, грустные, мокрые, сухие, необыкновенные, радостные, любимые, красочные
Дерево, какое? – стройное, зелёное, высокое, низкое, красивое, ветвистое, хвойное, листопадное, качающееся, высоченное, любимое, плодовое, косточковое, густое, плакучее, раскидистое, одиночное
Вода, какая? – прозрачная, светлая, чистая, теплая, холодная, холоднющая, ледяная, студёная, морская, солёная, сладкая, кипячённая, сырая, замерзшая, растаявшая, речная, озёрная
Логопед: скажите, ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: весеннее, хорошее, весёлое, радостное, замечательное, необыкновенное, грустное, прекрасное, удивительное, чудесное…
Логопед: почему вам весело и радостно?
Дети: потому что нам интересно в детском саду. У нас много друзей. У нас дружная группа.
Логопед: как вы думаете, с чего начинается дружба?
Дети: с доброго взгляда, хорошего поступка, улыбки, хороших слов, смеха, помощи друг другу…
Логопед: с чем можно сравнить хорошее настроение?
Дети: с солнышком, распустившимся цветком, пушистым облачком в голубом небе, радугой…
Логопед: давайте сегодня вместе с вами построим Дом дружбы (использовать мультимедийный экран)
У слова «дружба» есть родственные слова.
Проводится игра «Семья слов»
(дружить, подружка, дружок, дружочек, дружище, дружелюбный, дружеский, подружиться)
Логопед: Молодцы! Хочу предложить вам ещё одну игру, которая называется «Мир без друга». Я буду начинать предложение, а вы – закончите его.
-Мир без друга был бы неинтересным, потому что ….
-Мир без друга был бы скучным, потому что…
Ответы детей.
Выстраивается 1 этаж дома Дружбы.
Звучит музыка сказки.
Логопед:
Много сказок есть на свете.
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
Перед нами - в сказку дверь,
Открывай её скорей. (слышится скрип открывающейся двери).
На экране сказочные персонажи (Кот в сапогах, Красная Шапочка, Буратино, Василиса Прекрасная, Иван-царевич, Незнайка, Чебурашка).
Логопед предлагает детям игру «Выбери себе в друзья сказочных героев» и объясни свой выбор.
Логопед: сказочные герои предлагают нам выполнить задание
1. Задание Незнайки «Лишнее слово»
Назовите картинки. Найдите в каждом ряду лишний предмет, обратите внимание на первые звуки в словах (используются карточки).
2. Задание Буратино на внимание.
Произнесите слова, которые начинаются и заканчиваются на один и тот же звук.
Игрушки, аптека, трактор, шалаш, каблук, облако, колобок, машина, торт, солнышко, окно.
3. Задание Чебурашки (объясните значение этих слов).
Чебурашка с крокодилом Геной друзья - не разлей вода. Это наверное один воду разливает, другой пол вытирает. Правильно или нет?
Ответы детей.
Логопед: Вот так и у нас в группе: дружат в группе девочки, дружат в группе мальчики. Нужно в мире жить, дружбой друга дорожить
Проводится музыкальная игра «Трон дружбы»
Дети под музыку бегут по кругу. С остановкой музыки кто-то садится на стул, и все говорят ему приятные слова.
Логопед: какие добрые, красивые и приятные слова вы говорите своим друзьям!. Как доброжелательно относитесь друг к другу!. Это значит, что дружба между вами хорошая и крепкая. Молодцы!
Я вижу, что группа «Утята» -дружные ребята».
Выстраивается 2 этаж дома Дружбы. Логопед: Ребята, пройдёт совсем немного времени и вы пойдете в школу, будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники, прогулки.
Что нужно для того, чтобы хорошо учиться в школе?
В детском саду с вами проводятся занятия, а в школе (уроки).
Фонематический диктант
Определите, сколько звуков в слове «урок»?
1. Раскрасьте столько клубничек, сколько всего звуков в слове «урок».
2. Нарисуйте столько красных кругов, сколько гласных в слове «школа».
3. Определите количество звуков в слове «карандаш». Найдите клеточку с нужной цифрой и раскрасьте её карандашом оранжевого цвета.
4. Если данное утверждение верно, нарисуйте круг, если – нет квадрат.
В слове «ручка» пять звуков.
5. Нарисуйте столько красных квадратов, сколько раз слышится звук «о» в слове «звонок».
6. Просчитайте клеточки слева направо.
Простым карандашом обвести столько клеточек, сколько звуков в слове
«мел».
Определите первый звук в слове «мел» и запишите соответствующую букву в первую клеточку.
Определите второй звук в слове «мел» и запишите соответствующую букву в вторую клеточку.
Определите третий звук в слове «мел» и запишите соответствующую букву в третью клеточку.
Подвижная игра «Переменка»
(логопед предлагает детям выйти на ковёр и выполнить знакомые упражнения)
Переменка! Переменка! (дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя подскоки)
Отдохните хорошенько:
Можно бегать и шуметь, (бегут по кругу)
Танцевать и песни петь, (выполняют танцевальные движения)
Можно сесть и помолчать, (приседают)
Только- чур! -Нельзя скучать! (выполняют прыжки на носках, руки
держат на поясе)
Логопед: предлагаю вам поиграть в увлекательную игру
«Крестики и нолики»
.
У вас на столах поле для игры «Крестики и нолики».
Если в слове есть звук «а», ставим в окошко крестик, если нет звука «а» ставим в окошко нолик.
Отмечать начинаем слева направо, сначала верхние окошки, потом слева направо нижние окошки.
Каждый выполняет задание самостоятельно. Будьте внимательны!.
(Книга, парта, альбом, класс, краски, глобус, ученик, директор, учитель).
Молодцы, ребята. Какие вы внимательные, самостоятельные, а главное дружные ребята!
Выстраивается 3 этаж дома Дружбы.
Логопед: Выстроен ещё один этаж нашего Дома дружбы.
Ребенок:
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете.
Ведь с друзьями веселей
На любой планете!
Логопед: давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе (чем отличаются).
Поговорка-это меткое, яркое народное выражение. Часть суждения, без вывода и заключения. («Как снег на голову». «Ни к селу, ни к городу»). Не имеет поучительного смысла.
Пословица – это краткое, мудрое изречение, содержащее законченную мысль. («Век живи, век учись»). Имеет поучительный смысл.
Дети:
-Без друга на сердце вьюга.
-Там, где дружат, живут не тужат
-Дружба и братство дороже всякого богатства
-Крепкую дружбу и топором не разрубишь
-Нет друга - ищи, а нашёл – береги.
-Сам пропадай. А товарища выручай.
-Помогай другу везде, не оставляй его в беде
-Человек без друзей, как птица без крыльев
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
-Дружба как стекло: разобьёшь – не сложишь
-Человек без друга, что дерево без корней
-Дружба в делах помощница.
Логопед: Молодцы! Много знаете пословиц и поговорок о дружбе. Используя одну из пословиц составьте небольшой рассказ.
Выстраивается 4 этаж дома Дружбы.
Логопед: Благодаря вашим стараниям и знаниям наш Дом дружбы вырос ещё на один этаж. Но чего-то, по-моему, в нём не хватает.
Дети: В окошки нужно поместить друзей, чтобы было в нём весело!
Вокруг дома нужно посадить цветы и деревья, чтобы было красиво.
Ребенок:
Стало солнечно, красиво. улыбаются друзья,
Домом дружбы станет наша разноцветная Земля.
Небо, солнце, луг, река, радуга и облака,
Все друг другу мы нужны, дружба – это я и ты!
Окончание занятия: Логопед предлагает детям выразить свои впечатления от проведённого занятия (украсить планету Земля цветом своего настроения- используется мультимедийный экран)
Список литературы
1. Агранович З. Е. Времена года. - СПБ. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2002г.
2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Серия «Школа для дошколят» Тренажер по развитию речи. - ООО «РОСМЭН»,2019г.
3. Давыдова Ольга Александровна Фонетические диктанты. Тренажер по звукобуквенному анализу и синтезу. - М. : Школьная книга, 2020-64с.
4. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. - СПБ. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2005г.
5. Нищева Н. В Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).- СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО- ПРЕСС», 2019- 640с.
6. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. - СПБ. : ДЕТСТВО- ПРЕСС,2002г.
7. Ткаченко Т. А. В школу без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет/ Т. А. Ткаченко. - Москва: Эксмо, 2017.- 128с.
Фонематический диктант
Игра "Крестики и нолики"