Ольга Ершова
Конспект комплексного занятия по развитию связной речи «Сосновый лес»
▼ Скачать +Заказ
Комплексное занятие по развитию связной речи «Сосновый лес»
Цель: развивать у детей способность пересказывать текст и придумывать свою концовку рассказа.
Задачи:
• помочь детям рассмотреть картину И. Шишкина «Сосновый бор», почувствовать прохладу и строгость соснового бора, густоту зелени;
• развивать умение строить грамматически правильные высказывания;
Публикация «Конспект комплексного занятия по развитию связной речи „Сосновый лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• познакомить детей с описанием соснового леса в рассказе Ю. Дмитриева, помочь увидеть неоднозначность восприятия соснового леса разными людьми;
• учить детей пересказывать текст, сохраняя его стиль,последовательность изложения;
• расширять словарь детей за счет новых слов и словосочетаний: хмурый, приветливый, березняк, дубрава, хвоя, опавшие листья;
• развивать умение самостоятельно пользоваться ими и отражать в речи результаты обследования;
• совершенствовать умение рисовать с натуры, передавая в рисунке настроение, отношение к изображаемому.
Содержание занятия. Воспитатель вносит картину И. Шишкина «Сосновый бор». Дети рассматривают ее, проводится беседа по картине:
О чем рассказывает картина?
Какими словами можно сказать про сосновый лес?
Какие краски использовал художник, изображая стволы деревьев? Хвою? Землю в лесу?
Представьте себе, что вы оказались в этом лесу. Придумайте, кто из вас где будет стоять. Что вы услышите, оказавшись на этом месте? Что вы почувствуете (есть ли ветер? Греет ли солнце -O-
Пройдитесь между деревьями. Шуршат ли листья под ногами? Чем покрыта земля? Вместо листьев в сосновом лесу на земле — колючая сосновая хвоя. Почему земля в сосновом лесу покрыта хвоей? Какие запахи вы ощущаете?
Воспитатель сообщает детям, что она что-то принесла из этого леса, просит открыть принесенные коробочки и рассмотреть сосновую хвою. Задает вопросы: «Какая хвоя? Как вы узнали, что она твердая? Колючая? Тонкая? С чем ее можно сравнить? Почему? Понюхайте хвою. Какой у нее запах?
Давайте вернемся в сосновый лес. Что вы почувствуете, находясь в лесу? Коснулась ли прохлада вашего лица? Шевелит ли ветер ваши волосы?
Понравилось ли вам в сосновом лесу? Почему понравилось? Кому не понравилось в этом лесу? Почему?
Как вы думаете, а хотел ли художник Шишкин, чтобы нам понравилось в этом лесу? Почему вам так кажется? Захотелось ли вам пойти в сосновый лес? А кому не хочется туда попадать?»
Педагог отмечает, что люди по-разному воспринимают природу соснового леса — кому-то она нравится, а кому-то нет.
Далее педагог читает рассказ Ю. Дмитриева: «Некоторые люди не любят сосновый лес. Он кажется им хмурым, неприветливым. Конечно, в сосновом лесу не так много красок, как в березняке или дубраве: стволы деревьев темные, хвоя — тоже, а на земле — ни кустика, ни травинки.
Вся земля в сосновом лесу покрыта опавшими иголками. Их так много накопилось за долгие годы, что трава уже не может расти, не может пробиться сквозь этот толстый слой.
Но я люблю сосновый лес. Здесь и пахнет как-то особенно хорошо, и дышится легче».
После прочтения рассказа проводится беседа по его содержанию:
• Почему некоторым людям не нравится сосновый лес?
• Чем отличается березняк от соснового леса?
• Как в рассказе говорится о земле в сосновом лесу?
• Почему в сосновом лесу мало зелени, травы?
• Как вы думаете, почему автор любит сосновый лес?
• Хотелось бы вам оказаться в сосновом бору, который изображен на картине Шишкина?
• Похож ли этот бор на тот сосновый лес, который описывается в рассказе?
Воспитатель предлагает детям: «А теперь я прочту рассказ еще раз, а потом вы попробуете пересказать его. Но конец рассказа у каждого может быть свой. Это зависит от того, любите ли вы сосновый лес или нет. Заканчивая рассказ, вы выразите свое мнение и объясните его».
Прослушав пересказы, воспитатель показывает детям сосновую ветку, стоящую в вазе, и предлагает нарисовать ее (рисование с натуры).
Организуется выставка детских работ.