Елена Носко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема "Зима". Задачи: - активизация словаря по теме "Зима"; - закрепление изученного ранее материала по теме "Зима"; - учить образовывать единственное и множественное число имён существительных; - учить подбирать слова антонимы и синонимы; - учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - посредством мотивации улучшить активность детей на занятии. Оборудование: кукла Снежная Королева, волшебный мешочек, карточки с изображением предметов. Ход занятия : 1. Вводная часть: Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты- мой друг Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. - Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию. Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня. - Ребята, давайте посмотрим в окно, что мы там видим? Какая погода на улице? Какое время года сейчас? (ответы детей). - Самое время для чисто говорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги. (Проговаривание с детьми чисто говорки). Ма – ма – ма – наступила зима. Ок-ок-ок - на дворе снежок. Ла-ла-ла – зима сугробы намела. Мы – мы – мы – не боимся мы зимы. Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина? (ответ-зима) - Я тоже так думаю! Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он! Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок). - Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить. За каждый правильный ответ я буду давать снежинку, а в конце самых умных она наградит. 2. Основная часть: Воспитатель: Сейчас мы посмотрим какие задания есть в сундучке у зимы (один ребенок достаёт из мешочка карточку с заданием). Первое задание. Ответьте на вопросы: - когда наступает зима? (после осени) - как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит но не греет) - какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег) - какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают) - что зимой происходит с реками? (покрываются льдом) - как зимой одеты люди? (тепло) - как ведут себя птицы, животные зимой? - какие вы знаете зимние забавы детей? - назовите зимние месяцы. (за каждый ответ детям даётся по одной снежинке) Следующий ребёнок достаёт вторую карточку с заданием. Второе задание. «Подбирай, называй, запоминай» (К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима- холодная, снежная, морозная, долгая и т. д.) - зима (холодная, снежная, бесснежная, морозная, долгая, вьюжная, мягкая, суровая, русская) - снег (пушистый, мягкий, липкий, Белый, искристый, сверкающий, чистый, грязный, рыхлый, холодный, тающий) - снежинки (легкие, резные, холодные, маленькие, Красивые, лёгкие, первые, белые серебряные, редкие, ажурные, пушистые, искрящие, летящие, тающие, волшебные.) - лёд (толстый, скользкий, хрупкий, гладкий, холодный, тонкий) -погода (плохая, хорошая, сырая, холодная, безветренная, безоблачная, благоприятная, великолепная, зимняя, ветреная, вьюжная, морозная) (К существительному нужно подобрать глагол, например: человек – идет, танцует, пишет … снежинки - снежинки (падают, вьются, кружатся, блестят, тают, хрустят) - лед (леденеет, трещит, блестит, - мороз (трещит, морозит, обмораживает, подмораживает, замораживает) - снег (блестит, хрустит, идет, снежит) (К прилагательному нужно подобрать существительное, например: морозный -день, вечер.) - морозный (день, вечер) - зимний (месяц, день) - зимнее (утро, пальто) - зимние (дни, шапки, куртки) (раздаются жетоны) Физминутка «Снежинки» Ой летят, летят снежинки - Белоснежные пушинки. (Плавные взмахи руками.) Это зимушка-зима (Отводим сначала правую руку в сторону, Рукавами повела. затем левую руку в сторону.) Все снежинки закружила И на землю опустила. (Покружиться и присесть.) Следующий ребёнок достает третью карточку с заданием из мешочка. Третье задание. «Из чего-какой?» ( например: стул из дерева-деревянный) - горка из снега (снежная) - дорожка изо льда (ледяная) - погода с морозом (морозная) - погода с ветром (ветреная) (раздаются снежинки) Дети достают четвёртую карточку из мешочка. Четвёртое задание. «Скажи наоборот» - летом дни жаркие, а зимой - (холодные) - летом день длинный, а зимой - (короткий) - летом солнце греет, а зимой - (не греет) - весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый) - одни сосульки длинные, а другие – (короткие) - Снег мягкий, а лёд - (твердый) (раздаются снежинки) Дети достают пятую карточку с заданием. Пятое задание. «Назови предмет.» Перед детьми выкладываются карточки на которых изображены: коньки,велосипед,ледянка,лыжи,ролики,скакалка,санки,мяч,снегокат, теннисная ракетка, клюшка с шайбой. Нужно назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице. Дети достают следующую карточку с заданием. Шестое задание. Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? Например: снеговик, горка, крепость, каток, снежные лабиринты, животных, птиц Седьмое задание. Назови ласково (нужно образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, например: снеговик - снеговичок) - снег – (снежок) - солнце – (солнышко) - лёд – (ледок) - зима – (зимушка) 3. Заключительная часть. Воспитатель: Волшебный сундучок пуст, все задания закончились. Вы молодцы, хорошо поработали, а сейчас давайте посчитаем у кого сколько фишек. (дети считают фишки, Снежная Королева раздаёт медали тем, кто набрал больше фишек). Воспитатель: А теперь давайте прощаться с нашей гостьей. Будем ждать её с новыми заданиями. (дети прощаются).