Анна Грищенко
Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Насекомые.
Цели:
- совершенствовать слуховое внимание;
-совершенствовать движения речедвигательного аппарата; закреплять произношение звука [С] в словах;
-активизировать и обогащать лексический запас по теме; расширять объем понимания чужой речи; формировать обобщающее понятие «насекомые»;
- формировать грамматический строй речи : обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за и наречиями : вверху — внизу, справа — слева;
Публикация «Занятие по развитию речи во второй младшей группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- совершенствовать общую моторику, координацию речи с движением; закреплять умение договаривать словосочетания.
Оборудование
Игрушка кузнечик, бубен, ширма.
Предметные картинки, в названиях которых есть
звук [С].
Сказка В. Сутеева «Кораблик», картинки с изображением персонажей сказки, фланелеграф, предметные картинки с изображениями насекомых.
Предметные картинки с изображениями цветка и бабочки.
Ход занятия
I. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Ребята. сегодня мы с вами поговорим про насекомых. Немного поиграем и поучимся правильно выговаривать звуки [Са-су-сы]
Упражнение «Кузнечик играет на бубне»
Воспитатель: Посмотрите,ребята,кто это пришёл к нам на занятие.
Из-за ширмы появляется кузнечик. Зачитывается рифмовка:
Наш кузнечик маленький,
Зелененький, удаленький,
Лапками стрекочет,
Бить он в бубен хочет.
Педагог предлагает детям поиграть: «Давайте поиграем с кузнечиком. Слушайте внимательно, как он стучит в бубен, и повторяйте. Хлопайте в ладоши или стучит кулачком по столу». Воспитатель отстукивает на бубне ритмы — дети повторяют.
1. \\ \\ \\
2. \ \ \
3.\ \\ \ \\
4. \\\ \\\ \\\ .
II.Артикуляционная гимнастика
«Сказка о веселом язычке»
Воспитатель вместе с детьми выполняет артикуляционную гимнастику.
Язычок проснулся,
Выглянул в окошко.
Умылся, причесался.
И пошёл гулять.
Воспмтатель: Молодцы, ребята. А теперь поиграем в лягушку и слоника.
Упражнение «Лягушка-Слоник»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. : Удерживать данное положение на счет до пяти.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Упражнение «Кошка сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
Упражнение «Трубочка»
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
III. Основная часть занятия.
Игра «Громко — шепотом», «Быстро — медленно» Взрослый говорит, что к нам прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе:
«Са-са-са — прилетела к нам оса».
Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука: громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).
— Су-су-су — мы прогнали осу. (Текст проговаривается быстро и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са —. (там летит оса), «Су-су-су —. (как прогнать осу?», «я боюсь осу»).
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз воспользуемся чистоговорками.
Воспитатель: А теперь,ребята, повторите за мной чистоговорки.
За-за-за- на поляне стрекоза.
Сы-сы-сы- у бабочки усы.
Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела.
Жу-жу-жу-я жука в руках держу.
Упражнение «Доскажи словечко».
Воспитатель предлагает детям продолжить начатое предложение, используя предметные картинки.
Сосновый. (лес, пустой. (стакан, сладкий. (сахар, густая. (сметана, Сонина (сумка, большой. (автобус, волчий. (хвост, шерстяной. (носок).
Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик»
Педагог рассказывает сказку, сопровождая ее показом на фланелеграфе.
Кораблик
Пошли гулять на речку лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.
— Давайте купаться! - сказал лягушонок и прыгнул в воду.
— Мы не умеем плавать, — сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок.
— Ква-ха-ха! — засмеялся лягушонок. — Куда же вы годитесь!
Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок и решили построить кораблик. Цыпленок принес листочек. Мышонок — ореховую скорлупку. Муравей притащил соломинку. А жучок — веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали — и построили кораблик. Столкнули кораблик в воду, сели на него и поплыли. Лягушонок высунул голову из воды, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл. И не догонишь.
(По В. Сутееву)
После этого обращает внимание детей на то, что муравей и жучок — насекомые. У насекомых есть туловище (грудь и брюшко, голова, ноги, крылья, усики, глаза. Они умеют ползать, жужжать, кружиться. Питаются листочками, корешками. Они уничтожают вредных насекомых. Воспитатель обобщает: «Бабочка, муха, паук, комар — это насекомые».
IV.Физ. минутка
«Бабочка»
Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает.
— Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать не сосчитать!
Задень, за два и за месяц.
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла!
Н. Нищева Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком
Хлопки в ладоши
Прыжки на месте
Шагаем на месте
Хлопки в ладоши
Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком
V. Основная часть занятия.
Дидактическая игра «Бабочка и цветок»
Педагог помещает на фланелеграф цветок и предлагает детям посадить бабочку на цветок, показать, где бабочка высоко порхает над цветком, спрятать бабочку под цветком. Затем воспитатель предлагает детям угадать, где бабочка: вверху, внизу, справа, слева от цветка.
Игра «Летает –не летает»
Игра на формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Детям предлагается закончить предложение.
-Птичка… (летает).
-Рыбка… (не летает).
-Самолёт (летает).
-Машина… (не летает).
-Вертолёт (летает).
-Поезд… (не летает).
-Муха (летает).
-Бабочка (летает).
Упражнение «Насекомые над лугом»
Дети договаривают словосочетания и выполняют движения вслед за воспитателем.
Жу-жу-жу, - жужжит пчела: Дети поднимают руки в стороны и
-Я лечу издалека. ритмично ими машут,как крылышками.
-Зу-зу-зу,- комар пищит. Ритмично «Выбрасывают» указательные
пальцы вперед.
-Уф-уф-уф,-как паровоз. Ритмично притопывают ногами.
Шмель пыхтит,пыльцу повёз.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу. Ритмично хлопают в ладоши.
Я любого разбужу».
VI. Подведение итогов.
- О ком мы сегодня говорили на занятии?
- Вспомните,как мы изображали осу,какие мы звуки говорили (Са-са-су-су).
- Давайте повторим чистоговорки :
За-за-за- на поляне стрекоза.
Сы-сы-сы- у бабочки усы.
Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела.
Жу-жу-жу-я жука в руках держу.
Наше занятие окончено. Спасибо за внимание.