Казакова Наталья
Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Мордовская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему : «Мордовская матрешка»
Цель: Познакомить с деревянной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с народными игрушками – русской и мордовской матрёшками; учить различать по форме, цвету, узору. Дать начальные знания о народном творчестве.
Развивающие :
Публикация «Занятие по развитию речи во второй младшей группе „Мордовская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Мордовия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
- Развивать эстетическое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира, а так же желание самим создавать и творить по мотивам мордовского народного творчества.
Воспитательные:
- приобщать детей к национально-культурным традициям, поддерживать интерес к мордовскому творчеству;
-создавать эмоциональное настроение во время игр с народными игрушками;
- воспитывать уважение к труду народных умельцев, бережное отношение к игрушкам.
Методические приё мы:
- словесные: загадка, рассказ воспитателя, вопросы, «новые» слова;
- наглядные: показ матрешек, слайды;
- практические: рисование детьми мордовского узора,
- игровые: игра-приветствие, пальчиковая игра «Мы – красавицы матрешки», подвижная игра «Кто быстрее соберется вокруг матрешки?»
Материал и оборудование: Коробка, матрешки с русским и мордовским узором, видеозапись с изображением матрешек, раскраски матрешек, магнитная доска, телевизор на стене, магнитофон, аудиозапись мордовской музыки.
Словарная работа: «орнамент», «панар», «панго».
Предварительная работа: рассматривание русской и мордовской матрешек, национального мордовского костюма, рассказ воспитателя о народных игрушках, рассматривание картинок, слайдов с изображением матрешек, создание альбома «Мордовские игрушки», проведение досуга «В гости матрёшка пришла», Дидактические и настольные игры: «Собери матрешку», «Домик для матрешки», разрезанные картинки «Русские узоры»; Игровые ситуации по конструированию «Домик для матрешки», раскрашивание раскрасок «Подружки-Матрешки», слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского, «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина;
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей встать в круг и поприветствовать друг друга (игра-приветствие) :
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг
И ты – мой друг!
(Выполняются движения по тексту)
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Раз, два, три,
Раз, два, три –
Всем «привет» ты говори!
Воспитатель: Ребята, нам сегодня курьер доставил красивую коробку. Мне очень хочется узнать, что в этой коробке? А вам? (Да, очень хочется узнать.)
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку:
Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка.
Кто это?
Ответы детей.
Из коробки вынимаем матрешек русскую и мордовскую.
Воспитатель: Вот они, наши красавицы!
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы сестрички невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Воспитатель: Первые матрёшки были сделаны очень давно, более ста лет назад недалеко от Москвы – главного города нашей Родины. И разбежались с тех пор эти весёлые куклы по всей России. Одеты русские матрёшки в яркие разноцветные сарафаны, на голове узорчатые платки. В каждой сторонке создавались свои матрёшки с разным узором. Русскую матрешку украшает растительный узор – цветы, листья, стебельки, ягоды.
Однажды попала Матрёшка и к нам в Мордовию. Первая мордовская Матрёшка, которая была расписана национальным орнаментом, стройнее своих подружек. Она имеет вытянутую форму, одета в мордовский народный костюм : головной убор - панго, мордовскую рубаху – панар и большим количеством бус на шее (показ слайдов с изображением мордовских матрёшек).
В некоторых мордовских селах матрёшек делают целыми семьями. Глава семьи обычно вырезает матрёшку, а его жена и дети расписывают матрёшек яркими красками : красной, жёлтой, зелёной и чёрной. На мордовской матрё шке узор геометрический: основные элементы мордовского орнамента- галочка, ромб, крест, полоса.
Дети подходят к столу, где находятся разные Матрёшки.
Воспитатель читает стихотворение.
Матрёшка, матрёшка, народная краса:
Румяные щёчки, глазки - бирюза,
Белая рубаха и русский сарафан,
На голове платочек - не найдёшь изъян!
На первый взгляд- простая, но радует взор,
В росписи одежды затейливый узор,
Милая улыбка, загадка внутри…
Сколько же в ней куколок?
Ну-ка разбери!
Воспитатель. Ребята, чем наши матрешки-сестрички похожи?
Ответы детей: (Они красочные, в каждой находятся несколько матрешек, меньших размеров, матрешки сделаны из дерева.)
Воспитатель: Если они сделаны из дерева, значит они какие? (Деревянные)
-Матрешки в красивых сарафанах. Значит они какие? (Яркие, красивые, нарядные)
- Матрешки улыбаются, у них щечки красные. Значит они какие? (Румяные, радостные)
Воспитатель. А чем они отличаются друг от друга?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает:
- мордовская матрешка удлиненной формы;
- мордовская матрешка одета в мордовский народный костюм : головной убор - панго, мордовскую рубаху – панар;
- узор на русской матрешке – растительный, на мордовской – геометрический : основные элементы мордовского орнамента- галочка, ромб, крест, полоса;
- используется два цвета: красный, черный.
Мордовская матрешка дружит с матрешкой русской. Они дарят нам веселую игру.
Подвижная игра «Кто быстрее соберется вокруг матрешки?» (Дети делятся на две команды. Назначаются водящие – «русская матрешка» и «мордовская матрешка» (на головы им надевают платочек и панго). По счету 1,2,3 дети (в т. ч. «матрешки») произвольно бегают по залу под народную музыку. Когда музыка останавливается, «матрешки» замирают на месте. Дети должны собраться возле своих «матрешек», взявшись за руки. Побеждает команда, которая собралась быстрее.
Воспитатель обращает внимание детей на раскраску с изображением мордовской матрешки.
Ребята, посмотрите, а вот эта матрешка грустная. Вы не знаете почему?
Ответы детей. (У неё не раскрашен сарафан.)
Воспитатель: Давайте поможем матрешке. Раскрасим ей сарафан.
Воспитатель. Давайте раскрасим не раскрашенные элементы матрешки. Посмотрите, что получилось у меня (показ готовых силуэтов матрешек). А чтобы работалось лучше, разомнем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика
Мы красавицы – матрешки (поворачивают руки как фонарики)
Разноцветные одежки (сжимают и разжимают пальцы)
Раз – Матрена, два – Малаша
Мила – три, четыре – Маша
Маргарита – это пять (поднимают пальчики)
Нас не трудно сосчитать. (хлопаем в ладоши)
Дети кисточками и гуашевыми красками раскрашивают узор на матрешке.
Воспитатель: Посмотрите, какие матрешки у нас получились!
Матрешки нарядные,
Озорные, ладные,
Всех детей благодарят
И сплясать для них хотят.
Физкультминутка
Мы мордовские матрешки, (руки на поясе, кланяются вправо и влево)
Ладушки, ладушки. (руки на поясе, кружатся)
На ногах у нас сапожки (руки на поясе, показываем сапожки, правую, затем левую)
Ладушки, ладушки, (руки на поясе, кружатся)
В сарафанах наших пестрых, (руки на поясе, делаем пружинку)
Ладушки, ладушки, (руки на поясе, кружатся)
Мы похожи словно сестры, (руки на поясе, покачиваем головкой)
Ладушки, ладушки. (руки на поясе, кружатся)
Подведение итогов занятия
Воспитатель:. Ребята, мы сегодня с вами познакомились с мордовской матрешкой и ее сестричкой - русской матрешкой.
А что мы делали на занятии? (рисовали, играли, танцевали.)
-Давайте пожелаем матрешкам удачи и любви детей и взрослых.
Рефлексия:
Будь здоровой! Будь счастливой!
Будь как солнышко красивой!
И расти большой-большой!
Вот такой, такой, такой! (постепенно поднимают руки вверх, в течение нескольких секунд тянутся вверх).
Список использованной литературы:
1. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. – М. : Эксмо, 2013. – 48с.
2. Бурляева, О. В. Мы в Мордовии живем / О. В. Бурляева, Л. П. Карпушкина // Метод. Пособие для пед. дошк. образ. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 272с.
3. Брыжинский, А. И. Лисьмаприне: Вишкинетнень туртов хрестоматия / А. И. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. – 205с.
4. Киркина, Е. Н. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок») : учеб. пособие для дошк. образоват. учреждений РМ / Е. Н. Киркина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 346с.
5. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет : Учебно –методическое пособие к рабочей тетради «Раз – словечко, два – словечко» / Е. В. Колесникова. – М. : Ювента, 2012. – 72 с.
6. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп. занят., метод. Рекомендации (по ФГОС, дополн. / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.
7. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. – М. : ТЦ Сфера, 2015. -176 с.