Валерия Босенко
Занятие по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Зимующие птицы
Цель:
образовательная - уточнить представление детей о зимующих птицах, их
внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;
развивающая - развивать связную речь : расширять объем зрительного и
слухового внимания и памяти;
воспитывающая - воспитывать умение наблюдать за окружающим миром,
любовь к родной природе.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Беседа по теме.
Появляется иллюстрация зимнего леса.
Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.
Сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром.
Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат
пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всем лесу.
Звучит аудиозапись пения птиц
- Скажите, чьи голоса мы услышали? Почему в зимнем лесу раздается пение
птиц?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Какие птицы живут зимой в лесу?
- Какие живут рядом с человеком, в городах, деревнях и селах?
- А каких вы знаете птиц, которые прилетают с наступлением зимы к нам?
- Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку?
- Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться. И это
понятно. Но не нужно думать, что в лесу их вовсе не остается. Загляните в
ближайшую рощу: птиц там немало.
Вон под деревом мелкие крестики крошечных птичьих следов. Три пальца вперед
и один назад. А по бокам две тонкие линии. Здесь черкнула птичка крыльями,
когда взлетела.
Вон там, на березе, пара птичек: они прицепились к висящим веточкам, одна даже
вниз головой. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в поисках пищи.
Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щечками и зеленоватой спинкой. Вы ее,
конечно, узнали.
Появляется иллюстрация синицы.
- На зиму эти птицы не улетают в теплые страны, но в поисках корма стайки синиц
появляются в близи жилья даже в городах. Там, где корма много, синицы
задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своем саду
Птички заметили нас и улетают. Но если мы остановимся и не будем двигаться,
синицы быстро успокаиваются. Может быть, через несколько минут они даже
вернутся на то же дерево. Что за беспокойные птички? На минуты не посидят. Все
движения их порывисты и быстро. Никогда нельзя знать, что они сделают в
следующую секунду. Как вы думаете, сто они могут находить на этих березовых
ветках? Вспомните, чем питаются синицы летом?
Верно, летом синицы питаются насекомыми. А зимой подбирают любое семечко,
какое попадется. Но недаром шныряют они по веткам.
Там находят они приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, оцепеневших
гусениц в трещинах коры, куколок, прикрепленных к сучкам паутинками.
Торопливо шныряют синицы по деревьям, производя самый зоркий осмотр
стволов и ветвей от зимующих здесь насекомых, среди которых немало
вредителей. Какуе же полезную работу для леса выполняют синицы? Правильно,
за один день синица успевает побывать на сотнях, а может быть, и на тысячах
веток. И там они съедают множество зимующих яичек, куколок и гусениц. Скажите,
а чем питаются синички в городе? Трудно ли им зимовать?
Чем мы можем помочь им? Как можем подкармливать их? Где развешивать
кормушки?
Верно, голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если сыта птичка - и тепло
ей под пухом и перьями. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника,
тыквы, арбуза. При этом семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам
жареные семена. Также их можно кормить крошками белого хлеба. Охотно птицы
едят творог и маргарин. А синицы любят клевать несоленый жир и мясо.
3. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
4. Беседа по теме.
Звучит аудиозапись стука дятла.
- Чей голос мы слышим? Что вы знаете об этой птице? Опишите ее.
Появляется иллюстрация дятла.
Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого
пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за
стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в
клюве шишку.
Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается
за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие
семена.
Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют
кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в
которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку -
летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку
выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых
шишек.
А почему дятла называют лесным доктором? Правильно, питаются дятлы и
насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут
уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.
5. Повторение изученного материала.
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- Какое полезное дело для леса делают синицы?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?
- Почему дятлов и синиц надо охранять?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
6. Составление связных описательных рассказов о зимующих птицах.
А теперь попробуйте сами рассказать о дятле или синице: об их внешнем виде
повадках, питании и пользе, которую они приносят нашему лесу. Дети составляют
рассказы.
7. Итог занятия и оценка деятельности детей.
- Что нового, интересного вы сегодня узнали?
О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии?