Яна Елынина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Создавать умения обобщать, систематизировать.
2. Расширять лексикографический припас в словесно-речевых играх.
3. Тренировать в разделении текста на слоги, в подборе антонимов и синонимов.
4. создавать представление о воображении, развивать целостное восприятие этнических сказок, образное представление, чувственную сферу ребят.
5. Воспитывать благожелательное отношение приятель к приятелю, предприимчивость.
Словарная работа солнце: лучистое, светлое, горячее.
Материалы и оснащение: солнце с лучиками, запись мелодии, «Чудесный мешочек» «Волшебной музыки».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие в страну красивой речи“» размещена в разделах
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог: Сейчас на занятии мы с вами отправимся в поездку в волшебный город красивой речи. Когда мы попадем в волшебный город: мы с вами поменяемся. Вы хотите узнать как? Отправляемся в дорогу. Например как данный город не абсолютно обыденный, то и в поездку мы отправимся необыкновенной методикой: мы отправимся при поддержке нашего воображения.
-А собственно что же это фантазия? (фантазия- это наши с вами мечты, когда мы что-нибудь выдумываем,о чем –то грезим, когда чего-то нет на самом деле).
- До того, как мы с вами отправимся в эту великолепную поездку, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Четко, громко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. В случае если пытаешься ответить, не ори,
Лишь только руку подними.
-Итак, отправляемся в город красивой речи. (Воспитатель подключает сказочную музыку)
-Закрывайте все свои глазки. Представьте для себя, что мы с вами летим на невесомом шаре насквозь туч. Сверху мы видим дома, леса, поля, фабрики, которые его окружают чувствуем аромат бодрого воздуха после ливня, слышим журчание речки.
2. Основная часть.
-Вот мы и добрались. Взглянете, дети, собственно что же это? Ворота – а собственно что на воротах – замок. Давайте же быстрее его откроем. А несомненно поможет нам их обнаружить пальчиковая гимнастика «Замок»
Малыши возникают в круг и делают пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его обнаружить бы мог?
Постучали (на данном слове малыши постукивают причинами ладоней приятель об приятеля, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, 1 руку переживаете к для себя, иную от себя, попеременно изменяя их.)
Потянули (тянете ручки в различные стороны, выпрямляя пальцы, не отпуская замок всецело.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их обширно в стороны.)
- Замок открыли, молодцы!
- Дети, а тут письмо!
Дорогостоящие возлюбленные наши дети, помогите нам! Злобные волшебники заколдовали наш мегаполис:
Все, собственно что есть у нас: и жилища, и леса, и поля, и реки, и дорожки и солнышко.
Помогите нам расколдовать нам наш отличный город!
-Нам надо посодействовать обитателям сего мегаполиса. Поможем? (Да)
- За это время быстрее отгадайте загадку:
Между поля голубого броский глянец пламени большущего
Не торопясь пламя что прогуливается, землю – матушку обходит,
Освещает забавно в оконце. Додумались это… (Солнце)
-Ребята взглянете непонятно почему оно грустное? У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали, а - лучики разбросали в различные стороны. Давайте найдем их с вами все вместе!
-А дабы расколдовать лучики надо исполнить поручения.
Педагог зачитывает поручения, написанные на лучиках и когда малыши делают поручения, он прикрепляет лучики к солнышку.
1 задание.
Магический огонек, помоги,
Нам проезжую часть укажи. (Воспитатель освещает фонариком, свет падает на иллюстрацию с изображением животных)
«Назови ласково» (Воспитатель бросает мяч ребенку,именует текст, а малыш именует его ласково).
Приблизительные текста. Мартышка, косолапый мишка,лиса, безбилетник, кабан, гиппопотам, белка.
2 задание.
Магический огонек, помоги,
Нам проезжую часть укажи. (Воспитатель освещает фонариком, свет падает на иллюстрацию с изображением сада и огорода)
«Назови одним словом»
- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)
- цветок, ирис, астра, роза (цветы)
- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)
-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)
- укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)
Игра «Хлопушки»
(Ребёнок прохлопывает текста, разделяя их на слоги по численности гласных звуков, голосом подчеркивая ударный слог.)
Гру – ша, сли – ва, ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос,
а – пель – син, ман – да – рин, яб – ло – ко.
«Слова – родственники»
Где вырастают фрукты? (В саду)
Кто ухаживает за садом? (садовод)
Как именуются растения, которые вырастают в саду? (садовые)
Назови, какие текста – родственники мы с тобой сказали.
3 задание.
Магический огонек, помоги,
Нам проезжую часть укажи. (Воспитатель освещает фонариком, свет падает на иллюстрацию с изображением гаража с транспортом)
«Что лишнее?»
- аэроплан, истребитель, вертолет, дерево.
- катер, апельсин, ладья, теплоход.
- байк,, кузнечик, автомат.
- роллер, квадроцикл, мопед, велик, питание.
Физминутка «На лугу вырастают цветы»
На лугу вырастают цветочки
Необычной красоты.
К солнцу тянутся цветочки. С ними потянись и ты. (Потянуться вверх)
Вихрь дунет временами,
Лишь только это не неудача.
Наклоняются цветы,опускают лепесточки.
(Потянуться до ступней)
А затем снова встают.
И по- прежнему цветут.
Магический огонек, помоги,
Нам проезжую часть укажи. (Воспитатель освещает фонариком, свет падает на речку)
-Ребята, произнесите собственно что готовит река?
-Дети. (Река течёт, шипит, журчит, шумит, бежит, кипит, плещется, беспокоится, и т. д.)
-Какие вы дети у меня молодцы. Довольно большое количество текстов нарекли. А ныне давайте сыграем с камешками, покатайте их в ладонях. (Сквозь время собирает камни.)
Отдадим камни реке и ей за игру «спасибо» (Звучит аудиозапись «Звуки реки») ,
-Как произнесет река магическое текст – засыпают раки, забыв о потасовке.
-Как вы мыслите, малыши, а кто ещё имеет возможность существовать в реке?
-Дети. (В реке имеют все шансы существовать рыбы.)
4 задание.
Ой, малыши, малыши, у обитателей магического мегаполиса произошла неудача – заколдовали рыбок в речке. Без вашей поддержке им не преодолеть. Дабы рыбки сумели попасть в речку, их надо именовать.
-Воспитатель раскрывает рисунки, прикрепленные к мольберту. Малыши именуют их совместно или же персонально. Верно вышеназванные рисунки малыши относят к реке.
-А какие рыбки у нас остались?
-Дети. (скат, Дельфин, рыба – молот.)
- Отчего они не имеют все шансы существовать в реке?
Преподаватель подводит ребят к что, собственно что морские рыбы живут в море или же в океане.
Какие вы молодцы, ребята! Вы довольно несомненно помогли рыбкам. Рыбы не могут болтать, но довольно обожают усмехаться, и ухмылки у их все различные. (Построчно читает начало стихотворения, малыши договаривают последние слова).
-Если это рыбка – у неё Смех, в случае если это рыбочка – у неё…. (улыбочка,
-Если это рыба – у неё … (улыба,
-Если это рыбина – у неё… (улыбина,
-Если это рыбище – у неё… (улыбище)
Вот какие улыбчивые жизнерадостные рыбки живут в нашей магической речке.
5 задание.
Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи. (Воспитатель светит фонариком, свет падает на картинку с изображением завода)
«Назови признаки»
- В стране красивой речи живут самые интересные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
- Матрешка из дерева (Деревянная)
-Сумка из кожи (Кожаная)
- Если ручка сделана из пластмассы, то она (Пластмассовая)
-мальчик с широкими плечами-(Широкоплечий)
-Дом из кирпича (Кирпичный)
-Блюдце из фарфора (Фарфоровое)
6 задание.
Волшебный огонек, помоги нам дорогу укажи. (Воспитатель светит на плакат с изображением деревьев)
Воспитатель: На что упал наш лучик?
Дети: На дерево
Воспитатель: А на дереве, посмотрите что есть? Есть листочки?
Дети: Нет, листьев нет.
Воспитатель: Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Потолок – пол
День – ночь
Узкая – широкая (юбка)
Сахар – соль
Чистота – грязь
Высокий – низкий (человек)
Зима – лето
Сильный – слабый (спортсмен)
Длинное – короткое (платье)
Смеется – плачет (ребенок)
Взлетает – садится (самолет)
Веселая – грустная (девочка)
Лежит – сидит (человек)
Закрыть – открыть (книгу)
Надевает – снимает (свитер)
(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)
-Ребята, а из чего состоят слова? Из звуков.
-На какие две группы делятся звуки русского языка? На гласные и согласные.
-Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.
-Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э,Я. Ё.Ю,Е
-А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки (Зубки, губки, язычок).
-Назовите их Б, В, Г, Д, Ж, З и т. д.
-А сейчас приготовьте ваши ушки, очень внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?
рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.
Закрепление.
-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательном городе. Какое оно? .
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все.