Надежда Попова
Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие на планету Рео»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели.
1. Закрепить с детьми прием «оживления», умение придумывать различные истории об «оживших» предметах, снятие психологической инерции, развитие эмпатии, диалогической и монологической речи.
2. Закрепить с детьми прием «дробление-объединение», различать и называть существенные детали предметов.
3. Закрепить с детьми описание предметов обуви по опорной таблице.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Путешествие на планету Рео“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Планы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
4. Учить детей подбирать слова противоположного значения (антонимы, подвести детей к умению находить противоположные свойства рассматриваемых предметов и действий, развивать быстроту мышления.
5. Воспитывать у детей умение выполнять задания сообща, эстетическое отношение к правильной речи.
Материал: персонаж инопланетянин с планеты «Рео», мультимедийная система, макет «летающей тарелки», карта планеты «Рео», где изображены речка, гора, овраг, поляна, остров.
Предметы для оживления: лопата, скакалка, воздушный шар, карандаш, кисточка;
Предметные картинки: автомашина, вертолет, корабль, обувь, карточки-схемы;
Методические приемы.
В группу с «летающей тарелкой» в руках вбегает инопланетянин Гурд.
Гурд: Здравствуйте ребята! Меня зовут Гурд. Прилетел я к вам с далекой волшебной планеты Рео. Я очень люблю играть, а еще я люблю фантазировать. А вы любите?
Дети: Да.
Гурд: На нашей планете случилась беда, злой колдун – карлик Ромонреч заколдовал принцессу Яизатнаф. Помогите мне ее освободить.
Воспитатель: Поможем ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, нам надо выполнить много трудных заданий, чтобы расколдовать принцессу Яизатнаф: придумать истории об оживших предметах, подобрать слова противоположного значения и другие задания. Не испугаетесь трудностей, ведь нам придется лететь на далекую планету?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как мы можем туда добраться?
Дети: На самолете, на вертолете, на ракете, на воздушном шаре.
Воспитатель: А полетим мы на планету Рео на «летающей тарелке» вместе с Гурдом. Держитесь крепче! Полетели! (Показ слайдов о космосе). Вот мы и приземлились. Ребята, Гурд дал мне карту планеты Рео, по ней мы будем ориентироваться, где искать замок злого колдуна Ромонреча, где спит принцесса Яизатнаф. Сейчас я посмотрю на карту, здесь какая – то речка «Оживилка». Идите за мной. Да вот же она!
Дети подходят к речке.
Воспитатель: Ребята, нам надо выполнить задание: оживить предметы и придумать различные истории.
На берегу речки лежат предметы: детская лопата, кукла, скакалка, воздушный шарик.
Воспитатель: Мы с вами уже умеем оживлять разные предметы. Надо назвать предмет, из чего он сделан, какого цвета, а затем рассказать, о чем он думает, мечтает.
Сказка о лопате.
Лопата лежала в ящике с игрушками. Она была пластмассовая, синего цвета с длинной ручкой. «Скоро наступит утро, – думала лопата. – Я пойду во двор и стану насыпать песок в ведерко, а Даша будет лепить из песка пирожки, торт, пирожное».
Сказка о скакалке.
На полке лежала скакалка. Она была резиновая, красная с желтыми ручками. Ручки у скакалки – пластмассовые. Скакалка была свернута и скучала. Пришла Анфиса и взяла скакалку. "Я тебя так долго ждала, мне было грустно без тебя",- сказала скакалка. Она распрямилась, потянулась, и пошла на улицу. Анфиса стала прыгать через скакалку. Скакалка завертелась, засмеялась. «Как хорошо и весело нам вдвоем!" - кричала она.
Сказка о воздушном шаре.
Жил-был в магазине воздушный шар. Он был резиновый, зеленый с белым цветочком. Однажды в магазин пришла девочка Катя. Шар ей говорит:
– Купи меня девочка.
– Хватит лежать без дела, - говорит Катя, - давай-ка лучше поиграем.
– А я не умею играть, - ответил ей шар.
– Ничего я тебя научу. – Взяла Катя воздушный шар и стала его надувать. Шарик был маленький, а потом стал большой. Внутри у него был воздух. Катя ударила по шару рукой. Воздушный шар полетел высоко и громко засмеялся.
– Я не хочу жить в магазине, - сказал он, - я хочу играть с Катей.
Катя взяла зеленый воздушный шарик и побежала домой.
Воспитатель: Ребята, как одним словом называются предметы, которые мы оживили?
Дети: Игрушки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь на карте мост, он называется «Дружба». (Мост построен из большого конструктора.) Здесь встречаются разные предметы. Вот идут по мосту навстречу друг другу кисточка и карандаш. Нам надо обыграть действие, что и как кисточка и карандаш могли бы сказать друг другу при встрече на мосту.
Карандаш: Здравствуй, кисточка!
Кисточка: Здравствуй, карандаш!
Карандаш: Ты такая красивая! Куда идешь?
Кисточка: Иду к ребятам в детский сад.
Карандаш: Возьми меня с собой. Я буду рисовать.
Кисточка: Пойдем. Ты будешь рисовать, а я закрашивать, и ребята будут с нами дружить.
Воспитатель: Молодцы вы выполнили трудные задания: оживили предметы. (Смотрит на карту планеты Рео). Куда же дальше нам идти? Речка, мост, а вон впереди гора. Идемте искать замок злого колдуна. Мы должны помочь Гурду спасти принцессу Яизатнаф. Да и Гурд наш куда-то пропал. (Дети подходят к горе). А вот и Гурд.
Гурд: Я сейчас заберусь на гору.
Воспитатель: Гурд, спускайся! Это очень опасно – одному подниматься так высоко.
Гурд: Не высоко, а низко.
Воспитатель: Ты ушел так далеко….
Гурд: Не далеко, а близко.
Воспитатель: Скоро будет совсем темно.
Гурд: Не темно, а светло.
Воспитатель: Ребята, что случилось с нашим Гурдом? На каждое мое слово он отвечает противоположным словом. Скажите вы ему любые слова.
Дети: Ты маленький?
Гурд: Большой.
Дети: Горячо.
Гурд: Холодно.
Дети: Много.
Гурд: Мало.
Дети: Тихо.
Гурд: Громко.
Воспитатель: Ребята, может быть это волшебная гора? Ведь мы с вами на сказочной планете Рео.
Дети: Что ни скажешь – все наоборот получается.
Воспитатель: Как же называется эта гора? Да здесь написано ТОРОБОАН, а если с конца прочитать?
Дети: (читают) «НАОБОРОТ».
Воспитатель: Предлагаю закончить пословицу и назвать слова противоположного значения.
Кто горя не видал, тот и счастья не знавал, Кто труда не боится, того и лень сторониться, Сытый - голодного не разумеет.
Воспитатель: А сейчас Гурд хочет с вами поиграть.
Физминутка:
В волшебной стране
Жили смешарики, (руки вверх, махи руками вправо, влево).
Любили смешарики
Веселье и пряники, (танцевальное движение).
И просто смеяться
Любили смешарики. (руки к носу, пальчики к голове).
Из каждой шутки- прибаутки,
Из каждой улыбки - флейты и скрипки,
Из самого звонкого смеха-бубны, дудки, бубенцы
Все ребята молодцы! (соответствующие движения).
Гурд: Понравилось играть?
Дети: Да.
Гурд: Нам надо торопиться к замку злого карлика, ведь принцесса ждет, что мы ее освободим.
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту. Куда дальше идти? Глубокий овраг «Разъединялка». Здесь все предметы упали в овраг и разлетелись на части. Надо назвать части предметов, которые разлетелись (автомашины, вертолета, корабля).
Дети называют части предметов.
Воспитатель: Ребята ведь это не дело, чтобы части предметов так и остались лежать в овраге. Давайте отремонтируем машину, вертолет и корабль. Смотрите, какая красивая полянка, здесь можно собрать все предметы.
Дети соединяют части предметов.
Воспитатель: Эта полянка такая фантастическая все части соединились вместе. А называется она «Соединялка». Как одним словом назвать предметы, которые мы соединяли?
Дети: Транспорт.
Воспитатель: А какой это транспорт?
Дети: Наземный, воздушный, водный.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Много трудных заданий выполнили, а замок злого колдуна не нашли. Давайте посмотрим на карту. Остров «Обувалка». Ребята нам надо отгадать загадки об обуви и рассказать, о ней с помощью опорных карточек-схем. Сначала я загадаю вам загадку.
Они красного цвета на черной подошве с низким каблуком, с красной пряжкой блестящей металлической застежкой.
Дети, используя схему, отгадывают обувь и находят ее на картинке.
Это туфли. Они красного цвета, сшиты из кожи. У них черная подошва и низкий каблук, блестящая застежка. Туфли детские для девочки, их можно носить весной и осенью.
Дети, используя карточки-схемы выбирают обувь и загадывают загадку. Другие дети должны узнать обувь по описанию и назвать ее.
Аналогично можно выполнять описание одежды.
Воспитатель: Вот мы и побывали на острове «Обувалка». С заданиями все справились, но где же замок злого колдуна Ромонреча?
Гурд: Смотрите какой-то замок. Идемте быстрее. (Появляется принцесса Яизатнаф
Принцесса Яизотнаф: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что освободили меня. Злые чары пали и я свободна.
Воспитатель: Принцесса Яизатнаф, а сколько ребята трудных заданий выполнили, чтобы тебя освободить. Расскажите принцессе, какие вы задания выполняли?
Дети: Оживляли предметы в речке «Оживилка». Подбирали слова противополож-ные по значению. Соединяли части предметов. Загадывали загадки об обуви.
Принцесса: Ребята, а знаете, как меня зовут? Я принцесса Фантазия. А Гурд – это мой Друг и конечно ваш тоже. Спасибо вам за помощь. (Принцесса дарит детям большой воздушный шар.)
Воспитатель: Ребята, нам надо возвращаться в детский сад. Давайте скажем Другу и принцессе Фантазия «До свидания». (Дети летят на воздушном шаре в детский сад).
Карточки-схемы для составления описания обуви: время года, цвет, детали, для кого, вопрос.