Дина Медведева
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зайкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
ГЗанятие по развитию речи в средней группе
«Зайкина избушка»
Виды деятельности: речевая, музыкальная, игровая, продутивная.
Образовательные задачи:
- Закреплять правильное произношение звуков русского языка, формировать четкую дикцию, регулировать силу голоса;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Зайкина избушка“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Развивать умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета, учить составлять сложные предложения, работать над формированием грамматического строя речи;
- Расширять запас слов названиями предметов, качеств, действий, активизировать словарь; употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении качеств, признаков предметов, формировать и дифференцировать понятия
Развивающие задачи
- Развивать логическое мышление и внимание, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
- Развивать у детей эмоциональность
Воспитательные задачи
- Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение друг к другу и окружающей среде
Оборудование и материалы:
- иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»; изображения героев сказки (Лиса, Заяц, Собака, Медведь, Вол, Петух) и предметов (избушка лубяная и ледяная, фигурирующих в сказке; атрибуты к подвижной игре.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций из книг
Изучение лексической темы «Дикие животные».
Рисование, ручной труд по теме «Лисичка».
Технологии: здоровьесберегающие, игровые
Ход занятия
ПЕДАГОГ. Предлагаю встретиться с одной знакомой сказкой. Угадайте, кто ее герои?
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И среди травы – уши больше головы? (ЗАЯЦ)
Одного героя вы отгадали. Послушайте дальше:
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
Кур крадет. (ЛИСА)
И этого героя вы верно угадали. Герои этой сказки – Заяц и Лиса. Теперь послушайте, я прочитаю отрывок из сказки, а вы постарайтесь вспомнить ее название.
Читает отрывок из сказки.
- Как называется эта сказка?
- Верно, «Заюшкина избушка». Что делала в сказке Лиса? Как она обманула Зайца?
На доску выставляются разные иллюстрации лисы.
- Выберите ту Лису, которую вы увидели в сказке. Объясните, почему вы выбрали именно ее?
Дети по очереди (или по выбору педагога) выбирают картинку и поясняют свой выбор.
Физкультминутка
Игра «Зайка беленький сидит»
Цели: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последнее слово текста.
Описание игры. Дети сидят на стульях или скамейке по одной стороне комнаты. Педагог предлагает им представить себя зайчиками и выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, встают около педагога, затем приседают на корточки.
ПЕДАГОГ.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит. Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть. Хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок – скок,
Надо зайке поскакать. Подпрыгивают на месте на обеих ногах.
Мишка зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал. Педагог показывает игрушку-мишку - дети убегают на свои места.
ПЕДАГОГ. Кто хотел помочь Зайцу и не смог? (Собака, волк, медведь).
Игра «Угадай-ка»
Цель: формировать умение ориентироваться на окончания слов при согласовании существительного и прилагательного в роде.
Материал: плюшевый медведь.
Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.
Воспитатель. Летом гуляет, а зимой спит.
Появляется медведь, от его имени здоровается и говорит далее воспитатель.
Послушайте еще загадку: большая, лохматая, коричневая – это собака или медведь?
Медведь. Это конечно, я. Я большой, лохматый, коричневый.
Воспитатель. Конечно, мишка, ты большой, лохматый, но я-то сказала: большая, лохматая. Большая – собака, а ты – большой.
Воспитатель четко произносит окончания.
Дети, а эта загадка о ком? Коричневая, веселая, смешная – это мишка или обезьяна?
Медведь. Мы с ребятами уже знаем, смешная - обезьяна, а я – веселый и смешной.
Воспитатель: А это кто: косолапая, большелапая, меховая?
Медведь. Правильно ребята отгадали, и я отгадал: косолапая – медведица, а я – косолапый.
Воспитатель. Ребята, мишка и большой, и лохматый, и косолапый, а лиса его не испугалась. Как вы думаете - почему? (ответы детей)
А кто еще пробовал помочь зайчику? (ответы детей)
А лиса никого не пугается! Но вот появляется Петух с косой на плечах. (Выставляется игрушка). Как он закричал?
Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу Лису посечи.
Пошла, Лиса, с печи!
Испугалась Лиса и убежала. Если бы вы были лисичками, какими бы вы были? (Ответы детей). Почему не такой Лисой, как в этой сказке? (Объяснения детей). А какой Заяц в этой сказке? Правильно, он добрый, но слабый: не может за себя постоять, защититься от Лисы. Поможем Зайцу:
ПЕДАГОГ. Давайте сделаем сказку такой, чтобы Лиса была хорошей и жили бы они с Зайцем дружно, а Собака, Волк, Медведь и Петух приходили бы к ним в гости. Назовем мы нашу сказку «Лесная избушка».
Открывается занавес. Педагог сопровождает сказку театром на фланелеграфе.
ПЕДАГОГ. Стояла в лесу избушка. Да такая она была красивая, такая уютная, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И жили в ней Лиса да Заяц. Хорошо жили – дружно и весело. Вместе в избушке наводили порядок, вместе по ягоды, по грибы ходили – на зиму запасы делали. Было у них много друзей, которые приходили к ним в гости. А чаще всех забегали Собака, Волк, Медведь да Петух.
Дальше, дети, придумайте сказку сами. В ней мы можем рассказать о том, как звери отмечали день рождения Зайца, какие подарки дарили, в какие игры играли, какие песни пели.
Дети сочиняют сказку.
Игра «Вылечи словечко»
Цель: формирование и развитие грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, определения правильности слова.
Материал: предложения с ассематичными звукосочетаниями, сходными по звучанию с хорошо знакомыми детям словами.
Воспитатель. Сейчас я буду произносить предложения. А вы слушайте внимательно и говорите, все ли слова правильные. (Если ребенок опознает все слова как правильные, ему предлагается повторить предложение. Если же при повторении предложения ребенок произносит соответствующее слово неправильно, ему задают вопрос: «А что такое *пант (и т. д. ?» Если ребенок опознает неправильно произнесенное слово, то ему задают вопрос: «А как сказать правильно?»)
У девочки красивый *пант. У девочки яркий *сонт.
Дети пошли играть в *барк. Мыши любят *цыр.
В зоопарке живёт полосатый *дигр. С улицы раздается *жум.
У мальчика клетчатая *тепка. По траве ползет *зук.
Мы смотрели интересный *вильм. У котенка пушистая *серсть.
Педагог (со слов Лисы) предлагает игру «Подарки»
Содержание игры. Дети образуют круг, Лиса встает в центр. Дети идут по кругу и произносят:
Принесли мы вам подарки,
Кто захочет – тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой красной,
Конь, волчок и самолет.
По окончании слов дети останавливаются, и Лиса называет, какой из перечисленных подарков она хочет получить. Если называет коня – дети скачут, если куклу – пляшут, если волчка - кружатся.
ПЕДАГОГ. С какой сказкой мы сегодня встречались? Что лиса сделала неправильно? Почему зайчику не смогли помочь медведь, волк, бык? Какая лиса в сказку? А какая лиса в сказке, которую мы придумали? Какая вам больше нравится?
Научили вы, ребята, лису жить дружно, играть весело. И нам пришел от нее подарок.
Дети находят в группе аквариум с яйцами. В ходе рассуждения, дети приходят к мысли, что это яйца должны лежать в воде. Аквариум наполняется водой и устанавливается наблюдение. Через день из яиц «вылупляются» дракончики.