Ирина Мочалова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Весну выручаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Развитие связной речи:
Закрепление представлений о весне и ее приметах.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».
Грамматический строй речи:
Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать умение называть слова в предложении последовательно и в разбивку.
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать чис-лительные с существительными; образование существительных в родитель- ном падеже; образование однокоренных слов;
Воспитание звуковой культуры речи:
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Совершенствовать речевой слух.
Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.
Воспитательные задачи:
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Воспитание навыков сотрудничества в игре, активности, инициативности, са-мостоятельности, творческих способностей, воображение.
Словарная работа:
Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем.
Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц, насекомых.
Расширить словарь признаков по теме: «Весна».
Оборудование:
Шары, изображающие тучку, мяч, карточки с цифрами, силуэты перелетных птиц, мольберт, нарисованные изображения солнца, дерева, зеленые листи-ки.
Ход занятия
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
Воспитатель: обращает внимание детей на тучку из шаров: Ребята, посмот-рите, сегодня в нашем зале появилось что-то необычное. Как вы думаете, что бы это могло быть? На что это похоже?
Дети: шары, украшение, облачко, тучка, капельки.
Воспитатель: У нас появилась волшебная тучка!
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Как хрустальные горошки,
Закатились к нам в окошко.
Воспитатель: Ребята, тучка не хочет, чтобы к нам пришло весеннее тепло. Весна попросила обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить весну? Давайте попробуем. А чтобы тучка отпустила весну, нам нужно выполнить задания, которые она приготовила. Вы готовы помочь?
Дети: Да, готовы.
Воспитатель: Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?
Дети: Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.
Воспитатель: Как выдумаете, что же это за чудо, которое поможет Весне?
Дети: «Солнце»
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поздороваемся с солнышком: (паль-чиковая гимнастика)
Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнатку
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы весны.
Дети: растаял снег, потекли ручьи, появились проталины, закапали сосульки,
прилетели птицы, на деревьях набухли почки, расцвели первые цветы, зацве-ли деревья.
Воспитатель: Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить.
Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
Солнце веселое, как… (песенка, клоун).
Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер)
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как… (огонь, костер)
(После игры дети садятся на стулья).
Воспитатель: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте еще с солнцем поиграем. Игра называется «Живые слова». Вы бу-дете не детьми, а словами.
Я вам назову предложение: «Весной солнце ярко светит».
Повторите это предложение.
Давайте скажем тихо.
А теперь произнесем громко, радостно.
Сколько слов в предложении? (четыре)
Назовите эти слова. (Дети называют)
Кто будет словами этого предложения? (Дети выбирают слова, становятся в ряд слева направо и произносят предложение).
Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда я позову «Слова ко мне! они снова станут по порядку. (Дети - «слова» произносят предложение)
Воспитатель: Если мы уберем слово «ярко», какое предложение получится? Дети: Весной светит солнце.
Воспитатель: А если уберем слово «весной», какое предложение прочитаем? Дети: Солнце светит.
Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Выходите скорее на полянку.
Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
Воспитатель: Ты какой цветок?
Дети: подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько проталинок. Выберите себе прота-линку и посчитайте, сколько цветов выросло на ней.
Дети: на моей проталине выросло два голубых подснежника, три ландыша.
Воспитатель: Молодцы, можем отправляться дальше.
Упражнение «Цветы»
Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.
Сначала опустили головки,
потом листочки.
А потом согнулся весь
стебелек до самой земли
Вдруг закапал дождь,
и цветочки начали оживать.
Подул ветерок, зашумели стебельки.
Затих ветерок.
Раз, два, три! Стали мы опять детьми.
Воспитатель: Прилетели насекомые на поляну, сели на цветочки. На твоём цветочке кто сидит?
Дети: пчела, стрекоза, божья коровка, бабочка, паук, муха, кузнечик, гусени-ца, муравей.
Воспитатель: Мальчики выберите себе насекомое которое не летает, девочки, которые летают и назовите их со словом «много» (образование сущ. в родит. падеже)
Дети: бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т. д.
Воспитатель: Придумайте предложение с насекомыми по этой схеме (пред-лагается по очереди три варианта схем).
Дети: Бабочка летает. Бабочка на цветке. Бабочка высоко летает.
Воспитатель: Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?
Дети: Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые – корм для птиц.
Воспитатель: А ещё, чтобы выручить весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из тёплых краёв.
Дети: грач, скворец, ласточка, лебедь.
Воспитатель: ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто просыпается ещё весной
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
Дети: Медведь
Воспитатель: ребята назовите медведю медвежьи слова (родственные слова)
Дети: Медведище, медвежата, медвежонок, медведица, медвежоночек, мед-вежий, медвежьи, медвежья.
Игра «Кто, где живёт?»
Сейчас мы с вами превратимся в животных. Нам нужно определить количес-тво слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В до-мик с одним окном поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домик с двумя окнами – животные с 2 слогами, а животные с тремя слогами в назва-нии поселятся в доме с тремя окнами (дети определяют и называют количест-во слогов в словах).
Воспитатель: Что же ещё солнышко согревает?
Дети: деревья.
Воспитатель: ребята, назовите, из каких частей состоит дерево?
Дети: Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья, крона.
Воспитатель: А чего не хватает на нашем весеннем дереве?
Дети: Не хватает листьев.
Воспитатель: ребята, подарим нашему дереву листья и назовем свой лис-тик красивым словом. (дети берут листик и приклеивают на ветви дерева).
Дети: Мой листик липкий, мой листик нежный, мой листик маленький, мой листик зеленый, мой листик треугольный, мой листик свежий, мой листик молодой, мой листик дубовый, березовый.
Воспитатель: Молодцы, вот наше дерево зашумело листвой.
Воспитатель: мы справились со всеми заданиями, и выглянуло наше сол-нышко, и путешествие наше закончились. Солнце благодарит вас за помощь. Воспитатель: Ребята, так какое важное дело делают солнечные лучи?
Дети: согревают землю, дают жизнь нашей планете.
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Весна, весна на улице, весенние деньки»
Развитие речи у детей
Автор: Бондарчук Ксения Сергеевна
26.05.2016 17:17
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Весна, весна на улице, весенние деньки»
Воспитатель: Бондарчук К. С.
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в живой и неживой природе.
Задачи:
Образовательные:
• Активизировать словарь детей
• Обобщить знания детей о весенних явлениях, о жизни птиц
• Учить внимательно слушать стихотворения, заучивать наизусть
Развивающие:
• Стимулирование мыслительной и речевой активности детей
• Расширение лексического запаса по теме «Весна»
• Развитие умения подбирать действия и признаки
• Развитие интереса к театральным играм
• Развитие эмоционального интеллекта детей
• Побуждать читать стихи, передавая интонации удивления, восхищения
Воспитательные:
• Воспитание бережного отношения, любви к природе
• Формирование умения работать в коллективе
• Воспитывать любовь к поэзии, живописи
Предварительная работа.
1. Рассматривание иллюстраций и репродукций весенних картин:
• «Грачи прилетели» А. Саврасов
• «Март» И. Левитан
• «Весна» С. Виноградов
2. Разучивание стихотворений, загадок.
Ход занятия
Звучит отрывок из песни В. А. Моцарта «Приход весны», дети входят в музыкальный зал, садятся на стулья, стоящие полукругом.
Воспитатель: «Сегодня я пригласила вас, чтобы поговорить о чудесном времени года. Пожалуй, это любимое время года у большинства людей. И у меня тоже. Оно является символом тепла, пробуждения, радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду. Послушайте и отгадайте загадку»
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А дед Мороз садится в сани
Ему на смену величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете не мало,
Зовут красавицу –
(Весна)
(открывается 1 слайд)
Воспитатель:
1задание «Сегодня на занятии мы будем путешествовать в гости к весне, придумаем красивые слова о весне, составим предложения. Все это мы сделаем, чтобы сложить картинку и увидеть какая она «Красавица Весна». Мы пойдем этой тропинкой. Но что это? Это зима не пускает нас, она засыпала тропинки снежинками. И не дает нам увидеть «Красавицу Весну». Давайте соберем снежинки и придумаем красивые слова о весне. И тогда картинка частично откроется. Весна какая? (теплая, ласковая, веселая, светлая, ранняя, радостная, шумная, солнечная, долгожданная, дружная).
(открывается 2 слайд)
2 задание «А мы с вами пойдем дальше, как вы думаете, что нам может осветить дорогу к весне? (солнышко). Чтобы открыть картину дальше нам надо подобрать слова, чтобы описать солнышко весной (спрашиваю детей фронтально).»
(открывается 3 слайд)
– Солнышко какое?
Солнце
теплое
яркое
ласковое
золотое
красное
лучистое
сияющее
светлое
(открывается 4 слайд)
«А вы знаете, с приходом весны не только солнышко становится теплее, но и появляются другие явления в природе, характерные для весны. Давайте подумаем и назовем их!»
3 задание.
Игра с мячом «Весенние слова»
«Я буду называть слово и кидать вам мяч, а вы дадите ему описание, какое явление весны. И если мы справимся, картина откроется еще больше»
- Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное (небо) Полина
- Яркое, золотое, тёплое, ласковое (солнце) Настя Р.
- Шумный, быстрый, холодный (ледоход) Андрей
- Быстрые, звонкие, стремящиеся (ручьи) Соня
- Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная (капель) Алина
- Холодный, светлый, солнечный, весенний, погожий (день) Артур
- Перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие (птицы) Вера
- Белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу (облака) Настя В.
«Молодцы, вы справились и у нас открывается еще одна часть картины»
(открывается 5 слайд)
4 задание.
«Многие художники изображали в своих картинах те явления в природе, о которых мы сейчас с вами говорили. Одна из таких картин И. Левитана «Март». Давайте рассмотрим эту картину».
(Открывается 6 слайд)
- Что вы видите на картине?
- Какое время года изображено на картине?
- Как вы увидели весну? (много солнца, проталины, снег рыхлый и серый, на деревьях нет снега, с крыши крыльца вот-вот упадет снег, т. к. он подтаял)
- А какой месяц изображен, как вы думаете? Почему? (Еще лежат сугробы, но появились проталины; деревья еще без листьев; небо чистое и голубое, как в Марте)
- Можно сказать, что изображен погожий день? Что это значит? (Ясный, солнечный, радостный)
-Как вы думаете, кто-нибудь живет в этом домике? (Кто-то приехал на лошади и не закрыл дверь)
-Птицы уже прилетели? А прилетят? (в скворечник)
- Представьте, что вы оказались в тех местах, которые изобразил художник. Что бы вы захотели сделать? (Подышать свежим лесным воздухом; побегать и поиграть в снежки; постоять под сосной и полюбоваться природой; погреться на крылечке под лучами солнца) Что бы вы могли услышать? (пение птиц)
-Как бы вы назвали эту картину?
«Правильно, один из признаков весны это когда перелетные птицы возвращаются домой»
(открывается 7 слайд)
5 задание.
«Чтобы наша картина открылась полнее, давайте вспомним птиц, которые прилетают весной. Ребята загадают про них загадки, а вы отгадаете» (на доске картинки с изображением птиц).
(открывается 8 слайд)
Загадки:
1. Чёрный, проворный, друг лесов и полей, обожает червей (грач) Алина
2. Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения,
Его и песня, и полёт
Вошли в стихотворения (жаворонок) Рузалия
3) Я выступаю перед вами
Как молодой весны гонец
Я рад увидеться с друзьями
Ну а зовут меня. (скворец) Настя В.
4)Эта птица никогда не строит для себя жилья,
Соседкам яйца оставляет,
А о птенцах не вспоминает (кукушка). Алена
5)Прилетает к нам с теплом,
Пусть проделав длинный путь,
Лепет домик под окном из песка и глины (ласточка) Полина
Задание:
Подойти к доске, показать и назвать птицу, назвать птенца и много птенцов.
«Вот и еще один пазл от нашей картинки открылся».
(открывается 9 слайд)
6 задание.
«Весной птиц становится больше, природа оживает и людям все чаще хочется гулять на улице. Давайте с вами изобразим, как будем скоро гулять на улице»
Физминутка
Ребенок читает стихотворение «Солнце травке улыбнулось» М. Пляцковский (рассказывает руками)
Солнце травке улыбнулось (Дети улыбаются)
И природа вся проснулась (Потянуться)
С юга птицы прилетели (Махи руками)
И звенят везде капели (Руки перед собой, пальчиком «капают» в ладонь)
По ручьям хожу в сапожках (Повернуться и пройти друг за другом немного)
Холодно еще немножко (Скрестить руки перед собой, потирать плечи)
Дни становятся длиннее (Руки разводят медленно в стороны)
И гулять мне веселее (Шагают на месте)
7 задание
«Ребята, одной из первых сказок, которую вам прочитали в детском саду была сказка … (Колобок). Давайте пофантазируем, как звучала бы сказка, если бы Колобок весну встречал. Сейчас мы с вами разыграем эту сказку на весенний лад».
(открывается 10 слайд)
Сказка “Как колобок весну встречал”
Бабушка: Ой, а это что такое?
Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.
Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.
Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)
Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать
Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.
Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?
Дети: Да!
Бабушка:
Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети: Март!
Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.
Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…
Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)
Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку — оставлю в покое.
Бабушка: Слушайте загадку от Волка:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Дети: Апрель!
Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?
Поёт ещё раз песенку.
Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый. Отгадаешь загадку мою — отпущу.
Бабушка: Загадка от медведя:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети: Май!
Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!
Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.
Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!
Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку — съешь меня, а отгадаю — отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?
Лиса: Ладно, попробуй отгадать.
Бабушка: Загадка от лисы:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
Колобок (задумчиво):
Дети, помогите мне ещё раз!
Дети: Весна!
Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)
8 задание.
«Как вы думаете, колобок нашел весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла! Вот и наши пазлы сложились, что мы видим на картине? (Весну Красну) Какая она Весна Красна? (Разобрать иллюстрацию)»
(открывается 11 слайд)
- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?
- О весне.
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Март, апрель, май.
- Какие признаки весны вы знаете?
- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.
- Какой цветок первым расцветает весной? Он занесен в «Красную книгу», его нельзя срывать, а можно только любоваться!
- Подснежник.
«Вот как много мы сегодня рассказали о весне и явлениях в природе, связанных с весной. Мы с вами еще продолжим говорить о весне на других занятиях. А хотели бы вы научиться изготавливать вот такой подснежник? (показать образец аппликации подснежника) Мы его изготовим в следующий раз, когда я приду к вам».
«Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось и запомнилось? До следующей встречи!»