Елена Семенова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: — Обогащать и активизировать речь детей.
Задачи: Совершенствовать связную речь, творческое воображение;
Закреплять составлять предложения, умение описывать предмет по схеме, умение составлять рассказ по мнемотаблице ; ориентироваться во времени; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль. Расширять словарь детей через речевые игры;
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и невербальное общение (мимика).
Воспитывать стремление к знаниям, воспитывать культуру общения, умение выслушать сверстника. Побуждать к активной речевой деятельности детей.
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Маша идет в школу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Оборудование: сюжетные картинки по теме “Маша идёт в школу”, картинка Маши, карточки с гласными звуками, портфель, книга, ручка, альбом, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, мяч, схема, мнемотаблицы.
Методы и приемы:
- наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);
- словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);
- практические (игровые).
Ход занятия
Вступительная часть
-Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Ребята, а какое у вас настроение? (Ответы детей) Покажите? (Мимика лица). Ребята, а если у вас плохое настроение, как его можно сделать хорошим? Нужно улыбнуться. Улыбнитесь друг другу и гостям.
Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. К нам в гости придёт будущая первоклассница. И вы узнаете ее, если отгадаете загадку.
В чаще леса заблудилась,
И в избушке поселилась
И тот час, забыв про страх
Стала жить она в гостях.
Кто это? Из какого она мультфильма, сказки?
- Ребята, вы узнали ее? Какие серии про Машу вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её так “Маша идёт в школу”.
В вы ребята пойдете в школу? Зачем? А что будет если не готовиться к школе?
Хорошо, прежде чем мы начнем, давайте вспомним правила хорошего поведения. Я начну, а вы продолжайте.
Речевая игра «Доскажи словечко»
Слушаем внимательно, выполняем задания …. Старательно
Ответить хочешь, не кричи, а только руку…. Подними
На занятии сидим мы стройно и ведем себя …. спокойно
Молодцы, я вижу вы готовы.
(Слайд №1)
- А вот и наша героиня. (Воспитатель показывает куклу Машу). Какая она по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная)
- Ребята, как вы знаете, Маша любит путешествовать. Она путешествует по многим детским садам и сейчас расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице она побывала.
- Зашла в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. (Ванная)
- Зевают, отдыхают, спят (Спальня)
- Пляшут, поют, кружатся (Муз. зал)
Была в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются … (Когда это бывает) (Утром)
- обедают, благодарят, ложатся спать (Днём)
- одеваются, прощаются с детками и воспитателем (Вечером)
- И вот однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила. По - очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из портфеля, называть его и описывать по схеме. Какая у предмета форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета.
Игра «Опиши предмет».
(Книга, ручка, карандаш, точилка.)
- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Школьные принадлежности).
(Воспитатель складывает всё в портфель).
- Взяла Маша портфель и отправилась в путь. А дорога шла через леса, через поля. ,ой, ребята, а что было дальше я не знаю. Но у меня есть картинки, по которым мы сможем определить, как Маша добралась до школы и что с ней произошло. Вот первая картинка. Кто на ней изображен? Составьте предложение к этой картинке.
(Воспитатель показывает первую картинку, дети составляют предложения, со 2 и 3 аналогично.)
- А теперь, составим рассказ по этим картинкам про то, как девочка добралась до школы.
- Молодцы! Вот такая интересная и новая серия у нас получилась.
- А ведь в школе нужно владеть определёнными знаниями. Там много деток, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. И общаемся мы с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли.
- Ребята, а из чего же состоят предложения? (Из слов).
- Посчитайте, сколько слов в следующем предложении? Солнце светит. (2) На улице стало холодно. (4) Дует сильный ветер. (3)
Попробуйте придумать своё предложение, любое.
- Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? Расскажите Маше. (Из звуков).
- На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные).
- Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся). А согласные? (не тянутся, не поются)
- Давайте назовё м гласные звуки: А,О,У,И,Ы,Э
– Молодцы! Теперь Маша умеет считать слова в предложении и различать звуки. Но, ребята, нам ещё нужно научить нашу будущую ученицу делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Давайте будем называть школьные принадлежности и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.
Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка…
- Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Она думала, что собрала портфель и можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Маши настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела. Станьте в круг, возьмитесь за руки.
Физкультминутка “Если есть хороший друг…”
Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но ещё не всё пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоём,
С облегчением вздохнём –
Настроение поднимем
И от пыли отряхнём!
(Стоят лицом друг к другу, руки вверх.
“Бросают” вниз руки…
Грозят указательным пальчиком.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу).
- Теперь настроение у всех будет хорошее.
– Вы уже знаете, что Маша большая озорница и любит разные игры. И вам предлагает игру “Наоборот” (С мячом). Я называю слово, а вы противоположное.
Радостный – грустный, печальный
Светло – темно
Сухой – мокрый
Тишина – шум
Часто – редко
Ясный – пасмурный
Плохой - хороший
Тёмный – светлый
Храбрый - трусливый
Высокий – низкий
Лёгкий – тяжелый
Тихо – громко
Холодный - горячий
- Ой, ребята, посмотрите, нам передали большое письмо. Что же в нём? Интересно…Так это же письмо от Мишки! Он прислал нам задания, наверное, хочет проверить, справимся мы или нет. Мы постараемся?
– Итак, первое задание.
«Будь внимателен»
Снятие напряжение, закрепление букв. Совершенствовать пространственную ориентацию. Слайд №2.
Найдите глазами букву в правом верхнем углу и произнесите ее (А, переведите глаза в нижний левый угол (У) произнесите букву, переведите глаза в верхний левый угол (О), произнесите, в правый нижний угол (И, произнесите, остановим взгляд в центре листа, произнесите букву (Е, поморгайте глазами, зажмурьтесь и откройте глаза.
Ребята, а сейчас задание сложное нам предстоит отгадать слово.
Для этого нам необходимо соединить первые звуки названий предметов, которые нарисованы на картине. Дети выполняют. Слово ИГРА
Пауза
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
Не сутультесь
Грудь вперед
Замечательный народ.
Молодцы. Для следующего задания приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Назовите его.
Шар, шум, шишка, машина, шепот, Чебурашка.
Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
Молодцы.
Угадайте загадку.
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму (осень)
— Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Давайте мы с вами составим по нашей таблице рассказ.
Наступила осень.
Солнце скрыли темные серые тучи.
Часто идут дожди, дуют сильные ветры.
На деревьях желтеют листья.
Покрывают красивым ковром всю землю. - Молодцы!
- Молодцы!
- Какие трудные задания Мишка нам придумал.
Заключительная часть. – Молодцы, я напишу ответ Мишке, что вы со всеми заданиями справились. А какие задания вам понравились больше всего?
- Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс? Мишка благодарит вас за помощь за создание сценария к новой серии, которая будет называться «Маша идет в школу».