Наталья Лаврова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности Занятие по развитию речи в подготовительной группе №8
на тему: пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл».
.
Воспитатель первой квалификационной
категории Лаврова Н. В. ,
г. Таганрог 2020г.
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ русской народной сказки „Лиса и козел“» размещена в разделах
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Коза, козлята. Литература, сказки, стихи для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Лиса и козел», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Программное содержание:
- учить детей содержательно и выразительно пересказывать сказку.
- развивать связную речь детей, мышление, память, наблюдательность, - умение рассуждать, слушать других детей, продолжать начатый пересказ.
- воспитывать любовь к русским народным сказкам;
Словарная работа:
- знакомство с новыми словами: зазевалась, выскочить, бранится, на силу отыскали, коли хочешь.
- знакомство с новым выражением: воды в колодце немного, утонуть не утонешь, а выскочить — не выскочишь.
Индивидуальная работа:
- спросить значение слов зазевалась, выскочить, на силу отыскал, коли хочешь у Василисы, Насти Т. Артём Б.
- спросить пересказ сказки у Ульяны, Василисы, Артём Б., София К., Настя Т., Настя Б.
Оборудование:
Иллюстрации к сказке «Лиса и козёл».
Книжка с русской народной сказкой «Лиса и козёл»
Магнитная доска. Книги с русскими народными сказками. Волшебный сундучок. Указка.
Предшествующая работа воспитателя:
- чтение русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и тетерев», «Серая шейка» и т. д.
- рассматривание колодца, беседа «Для какой цели он нужен человеку и как им пользоваться».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли. Поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А сейчас подойдите, пожалуйста, ко мне. Обратите ваше внимание на доску и стол. Скажите, что изображено на этих иллюстрациях.
Дети: Лиса из разных сказок.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, сказки, в которых есть героиня лиса.
Дети: «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Лисичка сестричка», «Кот и лиса», «Колобок», «Теремок», «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Лиса и виноград», «Заюшкина избушка», «Лиса и тетерев», и т. д.
Воспитатель: Молодцы. Кто написал все эти сказки?
Дети: Русский народ.
Воспитатель: Дети, рассмотрев эти иллюстрации, как вы думаете, с чем я хотела вас познакомить?
Дети: С новой сказкой.
Воспитатель: А вы любите сказки?
Дети: Любим.
Воспитатель: А вы хотите познакомиться с русской народной сказкой?
Дети: Хотим
Воспитатель: Сейчас откроем волшебный сундучок и посмотрим какая русская народная сказка в нём спряталась, что в нём лежит. Ой, ребята сундучок не открывается. Наверно чтобы он открылся надо выполнить какое-то задание: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Скажи по-другому». Я вам называю слова из русских народный сказок, а вы называете слова по-другому, как вы их понимаете. Готовы?
Воспитатель: Шла на ворон зазевалась.
Дети: Шла и смотрела по сторонам
Воспитатель: На силу отыскали
Дети: Долго искали, с трудом
Воспитатель: Коли хочешь
Дети: Если хочешь
Воспитатель: Вон из колодца (дома)
Дети: Выйти
Воспитатель: воды в колодце немного, утонуть не утонешь, а выскочить — не выскочишь.
Дети: воды мало не утонешь, а выбраться не возможно.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сундучок открылся, достанем новую книгу. Какая книга? Книга тоже не открывается. Сегодня одно волшебство. Что бы книга открылась и нам узнать, как называется русская народная сказка, нам помогут загадки, которые вы должны отгадать. Слушайте первую загадку:
Ярко-рыжая краса.
Ловит рыбку – чудеса!
Хитро глазками сверкнёт,
Пышным хвостиком махнёт
И умчится, вдруг, в леса.
Как зовут её?. Дети: Лиса.
Воспитатель: Слушайте вторую загадку:
Он рогат и бородат
Строго смотрит на ребят.
Если кто озорничает,
То того он забодает
Дети: Козёл
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, которая называется «Лиса и козёл».
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю всем сесть на стульчики и послушать сказку.
Чтение сказки.
Воспитатель:
Вам понравилась сказка? А сейчас я проверю, что вы запомнили.
Как называется сказка?
Кто автор этой сказки?
Кто главные герои этой сказки?
Что случилось с лисой?
Где бежала Лиса?
Как Лиса очутилась в колодце?
Почему лиса упала в колодец?
Сколько воды было в колодце?
Кто подошёл колодцу?
Что хотел Козёл? (Пить).
Каким голосом говорила Лиса, когда нахваливала, прохладу в колодце, холодненькую водицу? Как она стала говорить с Козлом, когда тот прыгнул в колодец? Что сказала лиса, когда козёл прыгнул в колодец?
Почему Козёл попал в тот же колодец?
Что он спросил у лисы?
Что лиса ответила ему?
Почему козёл попал в тот же колодец?
Как лиса выбралась из колодца?
О чём рассказывается в конце сказки?
Дети, вам понравилась сказка?
Физминутка:
Утром Лисонька проснулась, (трём кулачком глаза)
Лапкой вправо потянулась, (потянулись ручкой вправо)
Лапкой влево потянулась, (потянулись ручкой влево)
Солнцу нежно улыбнулась. (ручки в стороны, улыбнулись)
В кулачок все пальцы сжала, (в кулак сжали пальцы)
Растирать все лапки стала – (Растираем руки, ноги и бока)
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота! (Руки в стороны)
А потом ладошкой (Хлопки руками)
Похлопала немножко.
Попрыгала немножко. (прыжки руки на поясе)
Стала гладить ручки, ножки (Растираем руки, ноги и бока)
И бока совсем немножко.
Ну, красавица - Лиса! (Руки в стороны, качаем головой)
До чего же хороша!
А сейчас я вам предлагаю вдохнуть – выдохнуть, сесть ровно, и ещё раз послушать эту сказку, но слушайте внимательно и запоминайте, потому что вы её будете пересказывать.
Повторное чтение сказки.
Воспитатель: Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Сегодня мы составим схему, которая вам поможет рассказать сказку. Предлагаю детям рассмотреть иллюстрации к сказки и составить план пересказа.
Воспитатель: Как начинается сказка? Какое название можно придумать к ее началу?
Дети: Лиса в колодце.
Воспитатель: О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит?
Дети: Глупый козел в колодце.
Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к ее концовке?
Дети: Спасение козла.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам пересказать сказку. Дети выходят по одному и пересказывают сказку. Если во время пересказа ребёнок забыл. Прошу продолжить сказку другого ребёнка. Тогда пересказываем по частям (один ребёнок начинает, а друг продолжает).
Воспитатель: С какой сказкой мы с вами познакомились?
Чему же учит нас эта сказка?
Дети: Не быть доверчивыми, прежде чем что-то сделать, хорошо подумать, не быть похожими на глупого козла. Нужно жить своим умом – эту мысль мы повторяем часто. Именно она и раскрывается в сказке Лиса и Козел. И еще раз напоминает о необходимости быть более рассудительными.
Воспитатель: Чему учит сказка Лиса и Козел? Сказка учит не следовать безумно советам других, обдумывать наперед свои действия, чтобы не стать «козлом». Мораль сказки Лиса и Козел «Умный человек сначала подумает, а потом сделает».
Воспитатель: к этой сказки очень подходит пословица «Прежде чем войти, подумай, как выйдешь».
Воспитатель: Скажите, чей пересказ вам понравился больше всего? Кто из наших детей пересказывал близко к тексту? что же вам запомнилось больше всего на занятии?