Шейкина Надежда Владимировна
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Как медведь и бурундук дружить перестали»
▼ Скачать
Тема занятия: знакомство с нанайской сказкой
«Как медведь и бурундук дружить перестали»
Цель занятия: Воспитание любви к родному краю посредством ознакомления детей с художественной литературой и прикладного творчества.
Задачи:
Обучающая
– Познакомить учащихся со сказками народов Приамурья.
- Расширять представление детей об основном духовно-нравственном понятии «добро»;
Развивающая
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Как медведь и бурундук дружить перестали“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
– Развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; умение работать сообща, приходить к общему мнению
Воспитательная
– Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев
-Воспитывать любовь к родному краю и его обитателям.
Ход занятия
В: - Сегодня к нам снова пришли гости. Давайте скажем им: - Здравствуйте!
Д: -Здравствуйте!
В: - Сегодня мы с вами поговорим о сказках народов Приамурья и вспомним народы, которые жили в этих местах давным-давно. Некоторые народы перекочевали в другие регионы нашей страны.
В: - Ребята, скажите в какой области мы живем?
Д: - Мы живем в Амурской области!
В: - Почему наша область называется Амурской?
Д: - Потому что у нас есть большая река, которая называется Амур!
В: -Совершенно верно, Китайцы Амур называют – Хэй – лун - цзян (Река черного дракона). Согласно легенде, черный дракон - добрый. Он победил злого, белого, дракона, который топил лодки на реке, и мешал людям рыбачить. Победитель остался жить на дне реки. С тех пор эта река и называется рекой Черного Дракона. Давно известно, что Дальневосточный край начинается с великой реки Амур.
В: - Ребята, давайте вспомним, какие коренные жители живут на территории реки Много разных народов населяют Дальний Восток.
Д: -Нанайцы, Эвены, Эвенки, Ульчи, Гиляки, Нивхи.
В: - А чем занимаются коренные жители Приамурья?
Д: - Они занимаются охотой, рыбалкой, собирают дары леса, шьют национальную одежду).
В: - Да, ребята, они прекрасные охотники и следопыты, они лучше всех знают, где растут самые вкусные ягоды тайги, как поймать и правильно приготовить рыбу. А далекие предки этих народов поведали нам много сказок, былин, сказаний о своей жизни и традициях.
В: - Какие сказки Приамурья вы уже знаете?
Д: - Старуха Скрипуха; Как лиса пасла оленей; Лиса и медведь; Сказ о душистой черемухе; Ворон, лиса и медведь и др.
В: - А сегодня я хочу вас познакомить еще с одной сказкой, но сначала ответьте мне на вопрос. - Как вы думаете, есть ли друзья у медведя?
Д: - У медведя, друзей нет.
В: - А в сказке, которую я вам расскажу у медведя был однажды друг, но они дружить перестали. Эта сказка так и называется «Как медведь и бурундук дружить»
Чтение сказки.
В: - Ребята, вам понравилась сказка? Сейчас я проверю как вы внимательно слушали сказку.
В: - Почему медведю и бурундуку все завидовали?
Д: - Потому что жили они вместе в одной берлоге. Вместе на охоту ходили. Делили всё пополам: что медведь добудет, то бурундук ест; что бурундук добудет, то медведь ест.
В: - Почему лиса ни с кем не дружила?
Д: - потому что всегда хитрила да всех обмануть норовила.
В: - Как лиса посеяла сомнение у бурундука в искренности дружеского отношения к нему медведя?
Д: - Она начала жалеть бурундука, сказала, что самый вкусный кусок всегда медведю достается: -А ты, поди, уж давно хорошего куска не видал, всё медвежьими объедками питаешься! Оттого и ростом ты маленький. Я на твоём месте первая бы в добычу зубы запускала!
В: - Как для себя доказал бурундук теорию лисы о том, что медведь не настоящий друг.
Д: - Когда медведь и бурундук пошли на охоту. Зашли по пути в малинник. Сгрёб медведь в лапы куст малины, присосался сам и брата приглашает. А тот смотрит — лиса-то правду сказала!
Когда поймал медведь евражку — суслика. Зовёт бурундука. А тот глядит — медведь-то первым в евражку когти вонзил. Выходит, правду лиса говорила!
Пошли братья мимо пчелиного дубка. Медведь тот дубок своротил, лапой придержал, нос в улей всунул, ноздри раздул, губами зашлёпал. Брата зовёт — мёд испробовать. А тот видит: опять медведь первый пробует — значит, опять лиса права
В: - Почему медведь косулю упустил?
Д: - Потому что бурундук хотел прежде брата в добычу зубы вонзить, сладкий кусок себе взять да немножко подрасти. Испугался медведь, выпустил косулю, и ушла она.
В: - Кого медведь упустил на второй охоте?
Д: - Медведь из-за бурундука упустил евражку, и они снова остались голодными.
В: - Сколько полос вдруг у бурундука появилось на спине и почему?
Д: - Бурундук снова хотел взять добычу первым. А в этот раз медведь разозлился и как хватит бурундука лапой по спине, так все пять когтей и вонзил ему в спину, чтобы под лапу не попадался, не мешал!
- В: - Чему учит эта сказка?
Д: -учит жить своим умом, верить своим друзьям, а не лживым словам завистников.
В: - Все правильно, ребята! Наше занятие окончено, а я надеюсь, что вы встретите настоящих друзей и сами не будете верить лживым словам завистников.