елена ануфриева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В мире животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи
«В мире животных»(ст. гр)
Задачи:
Звуковой культуры речи :
- вызвать у дошкольников интерес к слову, его звучанию;
-учить правильно и четко произносить в словах звуки. [c] ;[c’]; [ж ]; [з ]
- закреплять произношение звуков в разных словах;
-учить детей замещению звука цветом;
- учить выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „В мире животных“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-развивать фонематический слух;
Грамматика: упражнять в образовании названий животных в именительном падеже.
Связная речь: совершенствовать навыки связной речи
Словарь: подбирать точные слова для описания и характеристики действий (активизация глаголов).
Предварительная работа: Произношение чистоговорок, скороговорок, разучивание: речевой гимнастики, игра «Жук»
Материал: картины с изображением природы, картина «На лесной полянке»,фонограмма (Шум леса, «жук жужжит», картинки: слоненок-слониха, лисенок-лисица, щенок- собака, поросенок- свинья, игрушка-Ослик, дерево, маска Жука, зайчик (игрушка) картинка (кран,жук)
Разноцветные кружки (желтые, зеленые, синие по 4 шт. на каждого ребенка)
1. Воспитатель: Дети сегодня мы с вами отправимся в картинную галерею.
Рассматривание картины «На лесной полянке»
(звучит музыка шум леса)
Воспитатель: Что мы видим на картине? (Деревья, лес, солнце, траву, облака)
(слышен шорох)
Речевая гимнастика: -Эй, хвостатый- хитроватый!
Это ты в ветвях повис?
-С-с-с-с-с-с-с-с-с!
-Эй, хвостатый – хитроватый!
Это ты в траве шуршишь?
-Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!
-Эй, хвостатый- хитроватый!
Не боюсь твоих «Шу-шу».
-У-ку-шу!
Кто играет на полянке? (Показать животных : слоненка,собаку,
Поросенка, лисенка)
Вдруг прибегает на полянку маленький ослик (показать игрушку-ослик) и
говорит: «Вы тут прыгаете, играете, а вас мамы ищут!» Ослик не знал, у
кого какая мама, все перепутал.
Дети помогают Ослику дать верные названия животных и их детенышей.
Д/и «У кого кто»
Слоненка ищет мама-…. (слониха)
Поросенка-….(свинья)
Лисенка-….(лисица)
Щенка-…. (собака)
Попросить детей показать,как зовут животные своих детенышей.
Собака-Гав-Гав-Гав, щенок –гав –гав-гав.
Воспитатель еще раз предлагает повторить слова-названия, дети показывают картинки с изображением животных и их детенышей.
Вос – ль: Ребята, вам понравилась картина?
Дети. Да.
Вос-ль. Почти во всех словах был знакомый звук. Какой?
Дети отвечают. звук[с ]
На какую песенку был похож этот звук?
Дети. На песенку воды.
2. «Игры на полянке»
Вос-ль. (предлагает детям отгадать загадку)
Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу,
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук)
Фоногр. «Жук жужжит»
На полянке проводится игра «Жук»
Дети строятся в хоровод. Выбирается «Жук»
Дети (хлопают в ладоши и произносят хором)
Жук, жук, пожужжи!
Где ты прячешься, скажи?
Жук.
Жу,жу, жу, жу,
Я под деревом сижу.
Выбирается второй «Жук»
Дети.
Жук, жук, покажись,
Надо мною покружись.
Жук.
Жу,жу,жу,жу,
Я летаю и жужжу.
Игра проводится 2-3 раза.
Вос-ль. Дети, давайте вспомни песенку звука (ж) (звуковая дорожка, произносим длительно звук (ж)
3.
Вос-ль. Ребята, посмотрите, кто сидит под деревом?
Дети. Зайчик.
Вос-ль. Как еще можно назвать это животное?
Дети. Зайчишка, зайчик,зайчонок, заюшка,заинька. (звук (з)
Вос-ль. Что делает зайчик?
Дети. Сидит, смотрит, слушает.
Вос-ль. Скажите какой зайчик?
Дети. Пушистый, красивый …
Вос-ль. А давайте сейчас построим для зайчика дорожку, чтобы он быстрее добрался до дома.
4. Игра «Цветная дорожка»
Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком стоит поднос с разноцветными кружочками: желтыми, зелеными, синими (по 4 шт.)
Вос-ль. Перед вами лежат желтые, зеленые и синие кружки. Я буду называть разные слова. Если названное слово начинается со звука (з, вы кладете зеленый кружок, если первым будет в слове звук (ж)- желтый кружок, если первым будет в слове звук (с)- синий кружок.
Эта игра требует внимания. Кто будет внимательно слушать слова и правильно подбирать кружочки разного цвета, у того получится красивая дорожка.
Слова. Снег, жук, змея, солнце, жираф, зима, сосулька, журавль, зонтик.
Какая получилась дорожка?
Правильно! Звуковая, волшебная, разноцветная, красивая.
5. Д/игра «Собери букет из листьев»
Вос-ль. Дети какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Вос-ль. Дети посмотрите какая красивая ваза (на магнитной доске)
Сегодня мы с вами соберем букет из осенних листьев. Вы будете брать листочек, но он не простой на нем есть картинка. Назовите картинку и скажите: какой звук (с) в слове, твердый или мягкий? Назовите место звука в слове.
Вос-ль. Какой красивый букет у нас получился!
6. Задание «Закончи фразу»
Вос-ль. Нужно подбирать слова по звучанию и смыслу из знакомых произведений.
Десять дней Айболит
Не ест, не пьет и не….(спит)
Для птенцов и для зверят
Тоже нужен …. (детский сад)
А слониха вся дрожа
Так и села на ….(ежа)
Солнце светит очень ярко-
Бегемоту стало…. (жарко)
Он и плачет медведь, и ревет,
Медвежат из болота….(зовет)
Побежала мышка –мать
Стала Щуку в няньки (звать)
7. Придумай рифму
-Зайчик, зайчик, где гулял? (на полянке танцевал, за морковкой поскакал)
-Поросенок,где ты был (я на грядке ямки рыл, и т. д.)
-А слоненок, что ты делал (я с лисичкой танцевал)
Произношение скороговорки.
Сеня вез воз сена. (спокойно, громко, шепотом, быстро)
Итог занятия. Что понравилось на занятии? В какие игры хотели бы еще поиграть?