Татьяна Татаренко
Требования к современному образованию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к современному образованию в ДОУ
Происходящее в России реформирование образовательной системы, появление новых форм обучения, возникновение новых типов образовательных организаций, общее направление образования на развитие личности обучающегося, на формирование его интеллектуального, нравственного духовного потенциала выдвигает новые требования к образовательному процессу ДОУ.
Публикация «Требования к современному образованию в ДОУ» размещена в разделах
В числе современных педагогических технологий, которые обогащают субъектный опыт детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка, мы рассматриваем технологию проблемного обучения, которая, являясь специально созданной совокупностью специфических приемов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.
Технология проблемного обучения обеспечивает реализацию задач оптимизации социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества.
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступным для ребенка
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы воспитанник не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинства проблемного обучения:
1. Высокая самостоятельность детей;
2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации воспитанника.
Проблемное обучение включает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);
4) проверка правильности решения проблемы.
В свою очередь, умения воспитателей управлять процессом разрешения проблемных ситуаций сводятся к следующим: предвидеть возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации; мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов; выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли решающих проблему; умения непредвзято оценить варианты решений детей, даже в случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя.
Таким образом технология проблемного обучения обеспечивает развитие ребенка не только через накопление количественных изменений, но и, через изменение своей жизненной позиции, его переход в новое качество. Позволяет воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни.
Благодаря этому технологии проблемного обучения оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.
Литература:
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М. : «Знание», 1991. – 80 с.
Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) : Пер. с англ. М., 1999. – 489 с.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие, М., 1998. – 185 с.
Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников: Учебное пособие, Волгоград: Учитель, 2013.-223 с.