Светлана Пузикова
Занятие по развитию речи «Рассказывание сказки В. Сутеева «Мешок яблок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к чтению художественной литературы и всестороннее развитие речи путем выполнения заданий по ходу рассказывания сказки.
Задачи:
-развивать интерес к прослушиванию знакомой сказки и желание в нее поиграть;
- уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей;
- развивать речь детей с опорой на мнемотаблицы и на наглядные картинки;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сутеев В.Г.
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- «Мешок яблок» сказка
- Темочки
- развивать умения составлять рассказ по лучевой структуре с опорой на мнемотаблицы;
- закрепить знание сказки в обратном порядке по схеме и формировать умение ориентироваться в пространстве по плану;
- формировать социальный опыт детей в духовно-нравственном развитии.
Ход занятия.
Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!
Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать, готовы рассуждать и участвовать в занятии.
Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказку, а догадаться по какой сказке мы будем путешествовать нам помогут подсказки :
Подсказка первая! Дидактическая игра ««Кто главный герой сказки?». Мнемосхема.
(На первой картинке дерево - значит герой живет в лесу, на второй –летом серый, зимой белый, питается капустой, морковью, травой, у него длинные уши, короткий хвост, быстрые лапы) Кто это? (Ответ) Правильно! Какие вы знаете сказки, где главный герой заяц?
В этой сказке говорится о зайце.
Подсказка вторая! Обобщите - о ком говорится в сказке? (Ответ). А какие это животные дикие или домашние? (Ответ) Скажите, козу можно отнести к этим животным (Ответ) Почему? (Ответ) Совершенно верно! В этой сказке еще есть медведь, белка, коза, крот, волк, ворона. Вы догадались, что за сказка?
А еще у зайца был с собой мешок, а вот что лежит у него в мешке мы сейчас попробуем догадаться, опускаем руку в мешок и предполагаем, что там? правильно, там яблоки.
Дидактическая игра «Расскажи о яблоке»
А кто расскажет о яблоке, какое оно? По цвету? (Ответ) По форме? (Ответ) По размеру? (Ответ) Какой вкус у яблок? (Ответ) Запах? (Ответ) Какое оно на ощупь? (Ответ) Как можно использовать яблоко? (Ответ)
Значит сказка называется «Мешок яблок».
Совершенно верно Владимир Сутеев «Мешок яблок» И так начнем…
Жил-был заяц, была у него семья.
Назовите членов семьи зайцев ( Ответы: Папа - заяц…мама…зайчиха…дети- зайчата.) Один заяц, много (зайцев). Скажите, как папа- заяц ласково называет своих детей… (зайчата, зайчики, зайчишки). А что может делать заяц? (Ответы - прыгать бегать, скакать.).
Ходил заяц по лесу, ходил ничего не нашел, увидел дикую яблоню набрал мешок яблок. А тут ворона: «КАР-КАР, если все будут приходить и набирать, то ничего не останется…» Заяц ответил, что его дома ждут детки, 4 сыночка и лапочка дочка: Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок- все по лавкам скок –поскок.
Встретил заяц медведя, угостил его яблоками, прискакали бельчата и с ними заяц поделился. Как можно сказать о зайце, если он раздает всем яблоки, то он? (Ответ)
Дидактическая игра «Что такое доброта?»
А что такое доброта? Посмотрите, у меня есть круг, он обозначает доброту и похож на солнышко, но у него нет лучиков. Давайте каждый его лучик отметим словами, обозначающими доброту. Начнем? Доброта это—
«Доброта-это проявление искренних чувств, полезных другим и не требующих вознаграждения». Посмотрите, какое доброжелательное солнышко у нас получилось!
Пошел заяц дальше по дороге домой встретил ежа, его угостил. А Ворона: «КАР- КАР… уже темнеет, а ты все ходишь и мешок пуст, а дома дети тебя ждут ….»
Дидактическая игра «Схема времени суток»
Давайте вспомним время суток по схеме. Вышел из дома заяц, когда солнышко взошло и это было (Ответ, ходил, ходил заяц по лесу солнце светит ярко (Ответ). А когда солнышко начинает опускаться, как называется время суток? (Ответ). А когда его совсем не видно? (ответы)
Видит Заяц, что у него мешок совсем пуст, побежал он назад к яблоне, поторопился и упал в озеро. На его счастье рядом оказался Еж, он и помог Зайцу выбраться.
А мешок –то у Зайца совсем пустой, побежал он к яблоне. Стало совсем темно. Пошел дождь, прибежал заяц к яблоне, а там волк. Заяц хоть и трусливый, но хитрый накинул он пустой мешок волку на голову и побежал обратно. В лесу темно потерял дорогу домой заяц, расплакался. Помогите зайцу вспомнить обратную дорогу домой.
Дидактическая Игра «Помоги Зайцу вернуться домой»
Чтобы вернуться ему домой, нужно пройти мимо озера, где он встретил ежа, затем мимо норы крота, мимо того места где встретил козу и козлят, затем бельчат, медведя и так он сможет прибежать домой. Пока заяц вспоминал дорогу домой, к нему в дом приходили гости, с которыми он поделился яблоками и несли подарки. Посмотрите на схемы и угадайте, какие подарки принесли зайцам гости.
Дидактическая игра «Гостинцы для семьи Зайца»
Первыми прискакали в дом зайца белки. Определите, что принесли белки. Это круглое, коричневого цвета, сладкий на вкус, растет на дереве? (Ответ) Затем постучался ежик и принес то, что имеет две части шляпку полуовалом и ножку овал, это съедобное, можно кушать, растет в лесу под деревом в траве. Это? (Ответ)
Прибежал заяц домой, а там на столе пир горой!
Дидактическая игра «Эмоции»
Посмотрите, пожалуйста, на схему и вспомните, какие эмоции испытал заяц за целый день. Он ушел из дома в состоянии… (Ответ). Пока ходил и ничего не нашел он…. (Ответ). Увидел яблоню и… (Ответ). Когда раздавал яблоки был радостный, а вот когда упал в озеро и встретил волка то он… (Ответ). Ничего заяц не набрал, побежал домой, … (Ответ). А дома увидев пир горой…. (Ответ).
А тут и сказочке конец, каждый был здесь молодец!
В чем главная мысль сказки? Чему она учит?