Наталья Хохлюк
Занятие по развитию речи по лексической теме «Транспорт» для детей с ТНР 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Транспорт. Отработка лексико грамматических категорий.
Цель: Формирование лексико грамматических категорий по теме: «Транспорт».
Задачи.
Актуализировать и активизировать словарь по теме «Транспорт».
Учиться различать различные виды транспорта по способу перемещения.
Отрабатывать навык использования различных предлогов в предложениях.
Упражняться в определении слов, входящих в состав сложных существительных.
Упражняться в назывании слов в уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Отрабатывать навык выразительного рассказывания стихов.
Публикация «Занятие по развитию речи по лексической теме „Транспорт“ для детей с ТНР 6–7 лет» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Осознавать важность взаимодействия в группе.
Оборудование:
Презентация, «копилка слов».
Ход занятия.
1. Игра – приветствие «Эстафета дружбы».
Дети стоят в кругу. Каждому по очереди предлагается произнести приветствие рядом стоящему ребёнку, которое нужно пропеть:
- Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой). И т. д.
2. Объявление темы. Игра «В мастерской у Винтика и Шпунтика».
Презентация.
- Тема сегодняшнего занятия – «Транспорт». В игры по этой теме предлагают нам поиграть Винтик и Шпунтик. Мы будем пополнять нашу «копилку слов» новыми словами и предложениями, которые относятся к теме «Транспорт» (открывается «копилка слов»).
3. Игра «В мастерской у Винтика и Шпунтика».
- Винтик и Шпунтик - очень умелые мастера. В своей мастерской они чинят различные транспортные средства. Давайте назовём, что они чинят: троллейбус, вертолёт, легковая машина, самолёт, катер, трамвай, корабль, воздушный шар, лодка, дирижабль, самосвал, автобус.
На слайде по одному появляются картинки с изображением транспортных средств. Задача детей – назвать каждое из них.
- Вы молодцы, всё назвали правильно! Винтик и Шпунтик хвалят вас (анимация «качание»).
4. Игра «Поможем Винтику и Шпунтику распределить транспорт по местам». На знание разл. видов транспорта: возд., наземн., водн.
Презентация.
- Итак, следующая игра. Винтик и Шпунтик просят вас им помочь. Нужно распределить различные виды транспорта по местам: воздушный транспорт – в ангар, водный – поместить впорт, а наземный транспорт – в гараж.
Каждому виду транспорта отводится отдельный слайд.
Образец ответа: Лодка – это не возд. транспорт. Самолёт – это возд. трансп. Его помещаем в ангар.
• (Наземный транспорт: трамвай, автобус, троллейбус, самосвал, легковой автомобиль).
• (Воздушный транспорт: дирижабль, вертолёт, воздушный шар, самолёт).
• (Водный транспорт: корабль (парусник, лодка, яхта, катер, теплоход).
5. Игра «Исправь ошибки Винтика и Шпунтика».
(На правильное использование предлогов. Работа с деформированной фразой).
Презентация.
- Винтик и Шпунтик составляли предложения и сделали в них ошибки. Давайте их исправим.
• Машина заехала (из) гараж. (Машина заехала в гараж).
• Автомобиль выехал (в) гараж. (ИЗ)
• Поезд прибыл (через) станцию. (НА)
• Лодка отплыла (на) берега. (ОТ)
• Лодка пристала (от) причалу. (К)
• Грузовик переехал (к)мост. (ЧЕРЕЗ)
• Дети переходят дорогу за трамваем. (ПЕРЕД)
• Папа поставил машину (за) дом. ОКОЛО)
• Самолёт летит высоко (над) небе. (В)
• Воздушный шар поднялся (под)землёй. (НАД)
5. Игры на ковре.
А). Динамическая пауза.
1.
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели,
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
2.
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.
Дети садятся.
Смотрят по сторонам.
«Нажимают на педаль».
Б). Игра «Почему так называется?» (на определение слов, входящих в состав сложных существительных) – с мячом.
- Некоторые слова состоят из двух других слов. Н-р, слово САМОКАТ образовано из 2 – х слов: САМ, КАТИТ. Давайте расскажем Винтику и Шпунтику, из каких слов образованы следующие слова.
Самолет - сам летает.
Вездеход -. Паровоз -. Пароход -.
Самосвал -. Самокат -. Мусоровоз - …
Пешеход - … Ледокол - … Луноход - …
Автогонщик - … Электровоз - … Молоковоз - …
Цементовоз - … Бензовоз - …
В). Игра «Назови ласково».
(на образование слов с уменьшительно -ласкательными суффиксами) – с мячом.
- Винтик и Шпунтик очень любят транспорт. Они просят назвать его ласково. Будем ласково называть различный транспорт.
Самолёт – самолётик
вертолёт –
грузовик –
лодка –
корабль -
паровоз –
катер –
машина –
велосипед –
трамвай -
6. Рассказывание стихов, заданных на дом о транспорте.
- Зачем человеку транспорт?
- Действительно, транспорт очень много значит для человека. И поэтому ему посвящают стихи. Давайте расскажем друг другу стихи, которые вы выучили дома.
- Чтобы всем ребятам было интересно слушать, как будем рассказывать? (выразительно, эмоционально).
Дети выходят по одному и рассказывают стихи.
7. Рефлексия.
- Винтик и Шпунтик благодарят вас за вашу активность, за то, что вы такие любознательные и грамотные, что так хорошо рассказывали стихи.
- Давайте вспомним, какие слова сегодня попали в «копилку слов»?
- Какие игры вам понравились больше?
- Что было трудно?
- Какую игру вы предложите своим родителям?
Оценка детей своей деятельности.
Оценка педагога работы детей.