Антонина Бердникова
Занятие по развитию речи «Весна в гости к нам пришла» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. «Весна в гости к нам пришла»
Задачи:
-обогащать положительными эмоциями опыт общения старших дошкольников в процессе активного участия в ИОС;
- продолжать развивать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе;
- развивать умение анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
Предварительная работа:
- беседа по теме «Весна идет, весне дорогу!»;
- рассматривание репродукций картин о весне разных художников и беседа по их содержанию;
- слушание произведений классической музыки;
- разгадывание загадок о весенних явлениях природы;
- чтение наизусть стихов о весне.
Материалы и оборудование: текст стих. Ф. Тютчева «Зима недаром злится»; подбор репродукций русских художников с изображением весенних признаков природы. ; разрезные картинки с изображением весенних цветов; аудио музыкальных классических произведений о весне; корзина с подснежниками; картинки с изображениями подснежников., краски, листы бумаги т голубого цвета.
Ход.
Педагог приглашает детей расположиться на ковре и начинает беседу.
Восп. Ребята, послушайте загадку и отгадайте ее.
«Рыхлый снег,на солнце тает, ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса, значит к нам пришла…
Дети: весна.
Восп. Молодцы, быстро отгадали, Вот еще одна загадка.
«Она приходит с ласкою, и с своею сказкою волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет.
Дети. Эта загадка тоже о весне.
Восп. Какие еще перемены в природе подсказывают, что уже началась весна?
Дети. Хотя снега еще кругом много, мы знаем, что идет весна, потому что звонче поют птицы, снег стал рыхлым, виднеются протвлины, солнце становится ярче и грее сильнее.
Восп. Какими словами еще можно сказать о весеннем небе? Какое оно?
Дети. Чистое, ясное,голубое,веселое, глубокое…
Восп. Вспомните, какое небо было зимой?
Дети. Хмурое, низкое,тяжелое,холодное, мрачное…
Восп. Вы уже поняли, что сегодня мы будем говорить о весне. Но о весне можно не только говорить, весну можно нарисовать. Ребята,вы знаете, кто пищет картины, рисует иллюстрации?
Дети. Художники.
Восп. Сейчас вам нужно будет выбрать картинки с признаками весны в природе и объяснить, как вы их узнали.
(Восп. Подводит детей к стенду на котором расставлены картинки с зимними и весенними признаками природы. На весенних картинках – признаки ранней весны. Дети отбирают эти картинки)
Восп. Вы уже обратили внимание, что ранняя весна совсем немного отличается от зимы. Каким словами можно сказать о мартовской весне? Какая она?
Дети. В марте еще холодно. Сугробы стало меньше, но не исчезли совсем. Еще может выпасть снег. Дуют холодные ветры. Днем, когда солнце греет,снег тает, а вечером снова подмораживает.
Восп. Послушайте стих. Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»
Восп. Скажите, с кем сравнивает весну поэт?
Дети. С девочкой – «прекрасное дитя»
Восп. Какая весна?
-Как вы думаете, почему она не боится зимы?
-Но, к сожалению, не все радуются весне. Послушайте еще одно стих. известного детского поэта Т. М. Белозерова «Подснежники» «Плакала Снегурочка, зиму провожая…»
Но это стих грустное, почему?
(Воспитатель показывает детям корзину с подснежниками, которые сделаны из бумаги методом оригами)
Восп. Посмотрите, как много «Снегурочкиных слез». Ребята, я знаю, что вы любите Снегурочку, ведь она всегда на Новый год к вам вместе с Дедом Морозом приходила и весну вы тоже любите. Но вот беда – не могут жить рядом весна и Снегурочка. Что же нам делать? Как помочь Снегурочке?
(Дети приводят свои примеры, как помочь Снегурочке.)
Восп. Ребята, а что если мы сейчас поиграем с вами в какую-нибудь зимнюю игру и этим порадуем Снегурочку. Ей станет прохладно, и она сможет вернуться в царство Деда Мороза.
Подвижная игра «Два Мороза»
По окончании игры педагог приглашает детей удобно расположиться на ковр5 и объясняет им новое задание: нужно составить рассказ о зиме, продолжая каждлую фразу, начатую взрослым.
Например: «Осень» (прошла). Наступила (зима) С Севера приехал (Дед Мороз). Вместе с Дедом Морозом была (Снегурочка) и т. д.
Восп. Кажетсяч, пока мы Новый год вспоминали и немногг весну задержали, нашей Снегурочке удалось добраться до царства Деда Мороза. А теперь давайте приятное весне сделаем – поиграем в народную игру «Ручеек»
Русская народная игра «Ручеек»
Восп. Вот мы и порадовали весну. А сейчас я загадаю вам загадки о наситоящих весенних цветах.
(Загадки об одуванчике,ландыше,тюльпане, нарциссе
- Назовите все эти цветы одним словом(
Дети. Весенние.
Восп. Загадки вы отгадали, а теперь соберите цветы из разрезных частей картинок и назовите цветы, которые вы соберете.
(Педагог раздает детям по одной части разрезных картинок, они составляют целое изображение цветка и называют его)
Восп. Дети вы сегодня много интересного узнали о весне. А сейчас давайте нарисуем первые весенние цветы- подснежники. Они предвестники весны. Когда они появляются, в народе говорят «Весна идет- весне дорогу!»
Дети рассаживаются за столы, где для них подготовлены краски и листы голубого цвета. Дети рисуют подснежники, слушая музыкальное произведение П. И. Чайковского «Времена года. Март»
По окончании творческой деятельности педагог предлагает детям оформить выставку рисунков для родителей.