Надежда Яковлева
Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста
Речь ребенка развивается вместе с формированием его мышления. Во время дошкольного периода в мышлении детей дошкольников происходит очень много разных изменений: расширяется их кругозор, появляются новые знания и умения. У детей появляются много разных интересов. Вместе с этим развитием улучшается речь ребенка. Но языковые и мыслительные навыки дети приобретают лишь с возрастом и в общении с окружающими ими людьми.
Публикация «Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Развитие связной речи дошкольников осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на специальных занятиях. Ведущее значение здесь имеет для детей взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работ по развитию речи, например, обогащения словарного запаса. В свою очередь постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное и умственное развитие малыша: он все совершеннее пользуется речью как средством общения.
Ребята дошкольного возраста могут передавать пространственную и временную последовательность событий, которая определяет в объединение отдельных фраз в целое высказывание.
При обучении детей рассказыванию, или самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, воспитатель помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать слова и словосочетания, соблюдать нормы звуко- и слово-произношения. Так как ребенок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие люди, испытывает потребность высказываться точнее и понятнее. Для этого он прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала четко, ясно и достаточно громко. Вместе с этим также ребенок начинает с большим интересом относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или помогает начать свой рассказ.
Детская художественная литература считается действующим средством нравственного и эстетического, умственного, интелектуального, воспитания дошкольников. Такая литература оказывает большое влияние на развитие речи и обогащение словарным запасом ребенка. Во время занятий в детском саду воспитанники знакомятся с лучшими произведениями детской литературы. Необходимо лучше донести до детей содержание произведения вместе с его языковым богатством, умело подчеркнуть некоторые наиболее доступные их пониманию элементы композиции.
Обучение рассказыванию проходит более успешно в том случае, если подбор игрушек и предметов строго продумал воспитатель. Для показа используют специальные наборы и комплекты. Дошкольники сами группируют свои игрушки и предметы по общим им признакам. Они описывают и рассказывают их на основании сравнения.
Задание повествовать о своей игрушке побуждает ребенка очень внимательно и с интересом рассматривать подробно ее детали, а также различать цвет, величину, размер и объем. Педагог при этом помогает воспитанникам наблюдать и фиксировать в словах и в предложениях в речи то, что они видят, слышат, осязают. Воспитанники тренируются в выборе точных слов и обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее схожости описываемому объекту и его признакам.
Активность детей на занятиях в детском саду и качество рассказов и во многом зависят от приобретаемого детьми опыта восприятия объектов в экскурсиях и на прогулке, а также при наблюдениях. Детям воспитатель задает вопросы в начале мероприятия и знакомит детей с игрушками или предметами и подготавливает их к предстоящему рассказыванию. Показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий педагог создает такие учебные ситуации, в которых дошкольники проявляют свою речевую активность. Ребенок дошкольного возраста всегда с большим интересом любит рассматривать различные картины перед ними и живо рассказывает о них. Появляется у ребенка большое желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит на картине.
Очень важно, чтобы дети очень глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали литературный материал. При этом они пересказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, а также проявляют творческую активность, повышается словарный запас слов.
В обучении воспитанников связной речи большое место отводится рассказыванию на темы из своего пройденного личного опыта. Основой для развития такого вида рассказывания служит повседневная жизнь самих детей. Темы для своих описательных бесед и рассказов ребята используют в играх, прогулках, экскурсиях и занятиях по речевому развитию. Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию. Рассказывание и описание подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которыми они встретятся в школе. В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения совершенствуются формы монологической речи. У них продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни. Дети могут четко, ясно излагать свои мысли. Ребята могут указывать время и место описываемых событий, умеют пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий. Успех такого вида обучения в большой степени зависит от того, насколько разнообразно и интересно протекает жизнь детей в детском саду.