Оксана Федосова
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Умелые руки не знают скуки»
▼ Скачать + Заказать документы
ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
“УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ”
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ТЕХНОЛОГИИ
ГБДОУ детский сад № 32
Приморского района
Воспитатель:
Федосова О. А.
Санкт-Петербург
2019
Цель:
Расширять представление детей о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах: Гжель, Хохлома и Дымково.
Задачи:
Публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе „Умелые руки не знают скуки“» размещена в разделах
О. О. Познавательное развитие
1. Продолжать знакомство с детей с русскими народными промыслами: Гжель, Хохлома и Дымково, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка, посуда (Хохлома, Гжель,
2. Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора
3. Дать понятие детям “декоративно-прикладное искусство ”
О. О. Социально-коммуникативное развитие
1. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
2. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
О. О. Речевое развитие
1. Активизировать словарный запас при помощи слов “ярмарка”, “Самовар” и т. д.
О. О. Художественно-эстетическое развитие
1. Способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного.
2. Вызвать у детей желание побыть в роли гжельских, дымковских, хохломских мастеров, самостоятельно выполнить узоры на бумажных шаблонах.
О. О. Физическое развитие
1. Развивать мелкую моторику рук.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседы о народных промыслах, рассматривание изделий декоративного промысла, иллюстраций, альбомов, дидактические игры по разным видам народного промысла, заучивание стихотворений, рассматривание таблиц с элементами росписей, выделение композиций узора, цветосочитания, создание изделий по народным промыслам, декоративное украшение изделий.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ :
1. Изделия из Хохломы, Гжели, Дымковских игрушек.
2. Гуашь, кисти, клеенки, подставки для кистей, банки с водой.
3. Готовые формы из бумаги (Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка)
4. Интерактивная доска, презентация “Народное искусство”.
Ход ЗАНЯТИЯ:
В зале на трех столах расставлены изделия из Гжели, Хохломы, дымковской игрушки. На экране заставка ярмарки (со звуком). У столов стоит продавец в русском народном костюме (или в его детали, зазывает покупателей:
Продавец: Ярмарка, ярмарка
Веселая, яркая
Заходи, залетай
Только рот не разевай!
Воспитатель: Ребята, куда же мы с вами попали? На ярмарку. А чем здесь торгуют?
Дети: Хохломой, Дымковской игрушкой, Гжелью!
Воспитатель: Всё это изделия народных промыслов. Правда красивые? А хотите побольше узнать о том, где и как эти изделия создавались?
Дети: Да
Продавец: Приглашаю вас, ребята, в гости на нашу Родину: В слободу Дымково, что рядом с городом Кировом, за рекой Вяткой. В село Гжель, под Москвой и в село Хохлому, что под Нижнем Новгородом.
Воспитатель: А что бы наше путешествие прошло быстро, предлагаю вам полететь на ковре самолете.
Дети садятся на ковер. Включается слайд с видом России. Когда включается слайд с дымковской игрушкой:
Воспитатель: Вот мы и прилетели в слободу Дымково. А знаете почему игрушки называют Дымковскими?
Ответы детей
Воспитатель: Родился Дымковский промысел в древнем русском городе Вятке. Сейчас этот город называется Киров. Позже мастера-игрушечники переселились в отдельную слободу за рекой Вяткой. Отсюда и получила название Дымковская игрушка. Ребята, из какого материала изготавливаются Дымковские игрушки?
Дети: Лепили из красной глины, обжигали, Белили белилами, раскрашивали.
Воспитатель: Какие элементы использовали Дымковские мастера?
Дети: Мастера использовали круги, полоски, волнистые линии.
Воспитатель: Ребята, а знаете, что обозначают элементы росписи игрушки? Круг – солнце, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода! Давайте расскажем стихотворение про дымковскую игрушку
Ребенок: И село родное люди,
“Дымково” назвали.
Там любили песни пляски,
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Воспитатель: Ну, что дети полетели дальше?
Дети и воспитатель садятся на ковер – самолет. Картинка России включается (1 мин). Появляется на экране Гжель.
Воспитатель: Вот мы прилетели в село Гжель под Москвой. Здесь с древних времен существует свой керамический промысел. Если Дымковская игрушка изготавливалась из красной глины, то Гжель из белой глины. Гжельские мастера любили говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Какие узоры рисовали мастера?
Дети: Мастера рисовали цветы, капельки, полоски, сеточки.
Воспитатель: Я раскрою вам секрет: посуда и фигурки были так хороши, что слава о Гжели разлетелась по всему миру. Людям очень полюбилась Гжель за необыкновенный цвет, он всегда бело-синий, яркий и звонкий. Поэтому и любят дарить сувениры и посуду на дни рождения и праздники. Давайте расскажем стихотворение про гжель
Ребенок: Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, чем вчера!
Воспитатель: Молодец! Полетели дальше!
Дети и воспитатель садятся на ковер – самолет. Картинка России включается (1 мин). Появляется на экране Хохлома.
Воспитатель: Вот мы и прилетели в деревню, с веселым названием, Хохлома, в окрестностях Н. Новгорода. Посуду здесь делают из пород мягкого дерева (ольха, береза, липа). В деревне Хохлома с давних времен проходили ярмарки, где продавалась деревянная посуда. Это дало название целому промыслу. Хохломская посуда ярко-красочная. Как же Хохлома становилась такой яркой? Сначала посуду вырезали из дерева, высушивали, потом раскрашивали. Какие цвета использовали мастера для украшения посуды?
Дети: Мастера использовали красный, черный, зеленый, желтый.
Воспитатель: Какими узорами украшали мастера свои изделия?
Дети: Мастера рисовали веточки, ягодки, капельки и т. д.
Воспитатель: Давайте расскажем стихотворение про золотую Хохлому
Ребенок: Роспись Хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней,
Наша Хохлома!
Воспитатель: Молодец! Очень хорошо! Пора возвращаться в наш детский сад!
Дети и воспитатель садятся на ковер – самолет. Картинка России включается (1 мин).
Воспитатель: Ребята! Велика и прекрасна наша Россия, много в ней богатств, и одно из них - это люди! И русские умельцы! Мы должны гордиться нашей Родиной и крепко любить её! А теперь я предлагаю сделать сувениры для наших гостей. Перед вами три стола с Хохломой, Гжелью и Дымковской игрушкой. Выбирайте, что вы будете рисовать.
Дети выбирают столы по желанию и садятся рисовать. Включается слайд с музыкой и картинами России и народных промыслов. После рисования дети дарят сувениры гостям!
Воспитатель: Что вы нового узнали о Народных промыслах?
Ответы детей.
Воспитатель: Что такое Народные промыслы?
Дети: Посуда и игрушки сделаны руками людей.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да
Воспитатель: Хотите узнать о других Народных промыслах?
Дети: Да
Воспитатель: Следующее путешествие будет в другие места Городенская роспись, филимоновская игрушка и много других.