Кристина Нагорнова
Занятие по познанию предметного и социального мира в подготовительной к школе группе «Прошлое жилища»
▼ Скачать + Заказать документы
занятие по познанию предметного и социального мира в подготовительной к школе группе
Тема: «Прошлое жилища»
Программное содержание:
-формирование основ уважительного отношения к культурным ценностям,
-обобщать первоначальное представления о жилище русского человека, его разновидности и устройстве,
-воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа,
Публикация «Занятие по познанию предметного и социального мира в подготовительной к школе группе „Прошлое жилища“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Подготовительная группа
- Темочки
-формировать навыки практического применения информации в игровой и конструктивной деятельности,
-формировать навыки поведения, адекватного знаниям о культурных ценностях.
Цель: углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище.
Словарная работа: «рубить избу», «кранный угол», «ухват».
Методика проведения:
I. Организационный момент.
1. Воспитатель загадывает детям загадку:
• Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, не высок, не высок
Кто в тереме живет? (ответы детей)
• А сейчас вспомните сказки, где рассказывается, в каких домах жили их герои?
(Теремок, рукавичка, три медведя и т. д.)
• Вот видите, ребята, каждому нужен дом.
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу
Из ветвей, корней, коры-
Дома делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу,
Есть у каждого свой дом
Всем тепло, уютно в нем!
2. Дидактическая игра «Найди домик»
(на доске изображены животные по одной стороне и их дома на другой)
Цель: необходимо провести ниточку от «животного» до его дома.
Например : Медведь – берлога
Белка – дупло
Муравей – муравейник
Лиса – норма и т. д.
Живым существам без жилища – беда.
Но людям без дома – совсем никуда!
II. Основная часть.
3. Воспитатель: Давайте поговорим, как появились дома. В те далекие времена, когда человек еще не научился строить жилье, он волей – неволей стал искать, где бы ему спрятаться. Искал, искал и нашел. Это была пещера (показ иллюстрации). Заглянув в пещеру человек, понял, что это очень хорошее место. Потому что там можно было укрыться от дождя, от непогоды, от хищных диких зверей. Он принес туда веток, сухой травы и соорудил постель.
-Когда древний человек научился разводить огонь, то устроил в пещере очаг (показ иллюстрации). Очаг обогревал жилище и на огне можно было приготовить пищу.
-Но не в любой местности были пещеры, а жить где то надо. Люди, которые кочевали с места на место, сооружали шалаши (показ иллюстрации).
-Из чего строили шалаши?
Дети: Из веток.
Воспитатель: Для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и накрывали ветками. Так пещера и шалаши стали для далекого нашего предка его первым домом.
Как вы думаете удобно было жить в шалаше?
Да, неудобно и тесно. Летом жарко, зимой холодно, ураган и ветер может сдуть.
Как выдумаете после пещер и шалашей где стали жить люди? Люди построили дома и стали жить в деревянных домах (показ иллюстрации).
-Шли годы, люди научились строить избы из бревен и стали там жить. Давайте рассмотрим деревянный дом – избу (показ иллюстрации).
4. А вот и наша изба. А строили ее так:
на Руси было правило: шел хозяин к соседу:
- «Приходите, говорил, люди добрые ко мне помогите мне избу построить».
- «Непременно придем» - говорили соседи
Шел хозяин к другому соседу и тот ему тоже не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собирались, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.
«Рубить избу» - означает строить, а строили ее топорами.
На Руси такие мастера были, что могли построить избу без единого гвоздя, так бревна подтёсывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.
• Посмотрите на деревянный дом.
• Что там есть? (окна, двери)
• В деревянном доме можно печку топить, в нем тепло и уютно, хорошо дымиться. Дождь не попадает в дом, ветром не сдует.
Физминутка "У оленя дом большой".
У Оленя дом большой (Руки над головой изображают крышу дома) .
А у зайки маленький. (Руки изображают крышу, но опущены вниз к полу).
Олень сидит, в окошко глядит. (Правым кулаком подпереть щеку; левая рука поддерживает правую) .
Зайка по полю бежит (Бег на месте) .
В дверь к нему стучит. (Топать ногами, руки на поясе) .
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочередно правой и левой рукой) .
Там в лесу охотник злой!»(Руки на поясе, поочередно поворачиваться вправо и влево, одновременно поворачивая голову назад. Осматриваться) .
«Зайка, зайка, забегай! Лапку мне скорей давай».(Зазывные движения рукой. Протянуть руку с открытой ладонью)
5. Воспитатель: В избе всегда считали святыми три места:
Красный угол (показ иллюстрации) – в красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол самое почетное место в доме. Человек пришедший в избу мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «Красный» означает – красивый, хороший, светлый. Его убирали вышитыми полотенцами.
Печь (показ иллюстрации). Без печи изба не изба. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать или лежать греться. Место где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а ещё в ней пекли хлеб и готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супами или кашей вытащить из печи. А эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.
• Дети, а кто знает пословицы о хлебе?
Был бы хлеб, а каша будет….
Без соли, без хлеба – половина обеда
Хлеб - батюшка, вода – матушка
Покуда есть хлеб да вода – все не беда.
Плох обед, коли хлеба нет
Сытый думает о деле, а голодный о хлебе
• Стол (показ иллюстрации). Это «Божья ладонь» - говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.
-Итак в деревянном доме можно и печку топить, сделать окно и трубу. В нем тепло и уютно, хорошо дышится. Дождь не попадает в дом и ветром его не сдует.
-А вот подумайте, если деревянный дом так удобен, то почему люди придумали вот такие большие многоэтажные дома? (показ иллюстрации). (В многоэтажном доме можно расселить много людей, в них созданы все условия и удобства для жизни людей).
6. Чтение стихотворения:
Хочу рассказать я о доме своем
Где с папой и мамой мы вместе живем
В селе или в городе – это не важно
Дом может быть красивым и многоэтажным
Из дерев, камня, бетонный, кирпичный,
Поверьте что в нем мне живется отлично!
Тепло и уютно в жилище моем
Нет места родней, чем любимый мой дом!
Воспитатель:Как называется профессия людей, которые строят дом? Дети:.Строители.
Воспитатель:Наши дети много мечтают
И кем угодно себя представляют
Я предлагаю вам помечтать
И в строителей сейчас поиграть.
-Давайте представим, что мы строители и построим дом, в котором вы живете.
7. Рисование дома (звучит песня в исполнении Л. Сенчиной «Русская изба»).
III. Заключительная часть.
8. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии?
-Какие выполняли задания?
-Что нового узнали на занятии?
-Понравилось вам занятие?