Татьяна Кривчикова
«Звук [Б], [Б’]. Буква «Б». Занятие по подготовке к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ :
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-научить давать акустико-артикуляционную характеристику звуку Б и БЬ.
-формировать номинативную лексику.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
-учить детей дифференцировать звуки Б и БЬ.
-знакомство с буквой Б.
-развивать фонематический слух.
-развивать мелкую моторику, графо-моторные навыки.
-развивать память и мышление.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
-расширять кругозор детей.
Темочки:
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
ОБОРУДОВАНИЕ: наборы для составления схем, картинки со звуками Б и БЬ, карандаши, листы с заданиями для детей, касса букв, конструктор для букв, картинки с дикими животными степи.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята. Давайте повторим хором, дружно речовку :
«Всем, всем добрый день, прочь с дороги наша лень».
-Садитесь. -Послушайте первое задание и мы узнаем с какой буквой мы сегодня познакомимся.
2. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте :
А) ИГРА «КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ» :
КОЛБАСА, КОЛЕСО, КАРТИНА, БАРАН. - Какое слово здесь лишнее? Почему?
ВОЛК, ВОЛШЕБНИК, ВАРЕНЬЕ, БЕЛКА. - Какое слово лишнее? Почему?
-Какие слова были лишними? Назовите их. (БАРАН, БЕЛКА).
-На какой звук начинается слово БАРАН? (Б, а слово БЕЛКА на какой звук начинается? (БЬ). Правильно. Это ребята два разных звука.
Б) Акустико-артикуляционный образ звуков.
-Посмотрите, я прикрепила картинки с БАРАНОМ и БЕЛОЧКОЙ на доску.
- А теперь ребята давайте скажем, чем же похожи и чем отличаются звуки Б и БЬ.
-Скажите, эти звуки гласные или согласные? (СОГЛАСНЫЕ).
-А почему эти звуки согласные?
-Воздух у нас свободно выходит или встречает преграду?
-Какую преграду встречает воздух? (ГУБЫ- они смыкаются).
-Хорошо, они оба согласные.
-Давайте проверим - звонкие или глухие? Положим ладошку на горлышко. (ЗВОНКИЕ).
-Ребята, а как же мне разобраться, ведь они оба согласные, оба звонкие и одинаково делают губки? В чём же тогда разница? (ЗВУК Б-ТВЁРДЫЙ, А ЗВУК БЬ-МЯГКИЙ).
В) Развитие фонематического слуха:
-Ребята, посмотрите у барана и белочки есть свои домики. У БАРАНА домик с синей крышей, почему? (СИНИМ-ОБОЗНАЧАЕМ ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ).
У БЕЛОЧКИ домик с зелёной крышей, почему? (ЗЕЛЁНЫМ-ОБОЗНАЧАЕМ МЯГКИЙ ЗВУК).
-А сейчас я проверю какие у вас внимательные ушки? Возьмите карточки. Сейчас вы будете поднимать их, если синюю -то это твёрдый звук Б, а зелёная-это мягкий звук БЬ.
ПРИГОТОВТЕСЬ СЛУШАТЬ ЗВУКИ : Б, БЬ, БЬ, БА, БО, БЫ, БЕ, БИНТ, БУ, АБ, УБ, БЬ, БЕЛКА.
-Хорошо. Сайгачонок предлагает выполнить следующее задание.
ИГРА «РАССЕЛИ СЛОВЕЧКИ» :
-Я раздам вам сейчас карточки. Вы внимательно рассмотрите её и определите в слове какой звук – твёрдый или мягкий, к кому в гости вы пойдёте.
Картинки: бегемот, кубики, воробей, банан, арбуз, грибы. Дети выходят к доске и выполняют задание.
-Ребята, вы все молодцы справились с заданием, слова расселили по своим домам. Белочка и Баран довольны, что вы ничего не перепутали.
Г) Связь звуков и букв :
-А теперь мы с вами познакомимся с буквой Б. Ребята, а до этого мы с вами что произносили - звуки или буквы? (ЗВУКИ).
-Звуки мы с вами что делаем? (СЛЫШИМ, ГОВОРИМ)
-Буквы мы с вами что делаем? (ПИШЕМ, ЧИТАЕМ, ВИДИМ)
-Теперь посмотрите на букву Б. Давайте рассмотрим её.
Буква Б — у мамы в бусах,
Буква Б — в больших арбузах,
В доброй, милой бабушке
И красивой бабочке
-На что по-вашему похожа буква Б? (ответы детей).
-А теперь давайте посмотрим, как художник представляет себе букву Б, с чем он сравнивает. Запомнили букву Б.
-А теперь давайте из конструктора соберём букву Б и скажем из каких элементов она состоит? (СПИНКА, ЖИВОТИК, А СВЕРХУ КОРОТКАЯ ПАЛОЧКА).
-А в какую сторону смотрит буква Б? (в правую). Покажите, мне пожалуйста это направление, вправо, вправо.
-А теперь давайте напишем 3-и буквы Б по точкам. Начинаем писать с верхней точки. Ставим на неё ручку, ведем прямую вертикальную палочку вниз до нижней точки. Теперь ручку ставим на середину вертикальной палочки и пишем полукруг (животик, и в конце пишем верхнюю палочку (шляпку).
Работа на листиках
-Игра «Составь новое слово». На доске 4-ре картинки в ряд: барабан, ананас, ножницы, тыква.
-Ребята, нужно назвать слово и сказать какая первая буква в этом слове. Найти букву в кассе букв и выложить её на стол. Потом сложить все буквы и прочитать новое слово.
-Настя выполнит это задание у доски. Получилось слово БАНТ.
-Скажите, что означает слово БАНТ? (ответы детей).
-А теперь я поменяю картинки, уберу ананас и поставлю посмотрите какую, что это?
-Правильно иголка. Какая первая буква в слове иголка? (И).
-И какое новое слово получилось? (БИНТ). Правильно.
-А теперь разберём слово по звукам и выложим звуковую схему.
-ФИЗМИНУТКА.
-Ребята, посмотрите что я написала на доске? (СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ).
-Давайте составим со словом БАРАН по этой схеме предложение. (БАРАН ЭТО ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ).
4. Итог занятия :
-Скажите, с какими двумя звуками мы сегодня познакомились? (звуки Б и БЬ, буква Б).
-Какие это звуки? (согласные, звонкие, Б-твёрдый, БЬ-мягкий). Молодцы.