Прокофьева Ирина
Занятие по ПДД «Изучаем правила дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему «Изучаем правила дорожного движения».
Цель: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Уточнить знания дошкольников о понятиях «тротуар», «проезжая часть», «пассажиры», «пешеходы».
• Познакомить дошкольников с дорожными знаками.
Развивающие задачи:
• Закреплять знания детей о функциях светофора.
• Систематизировать знания о правилах перехода через проезжую часть.
Воспитательные задачи:
Публикация «Занятие по ПДД „Изучаем правила дорожного движения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Развивать эмоциональную и личностную сферу дошкольников: чувство взаимопомощи и поддержки.
Материалы и оборудование:
дорожные знаки, изображение светофора, изображение дороги и перекрестка,
сюжетные картинки, машины, жезлы и т. п.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений, чтение произведений по теме: «Правила дорожного движения» индивидуальные и коллективные работы по рисованию и аппликации на тему: «Улицы города», внесения в группу дорожных знаков, дидактических игр по ПДД: «Светофор», «Дорожные ситуации».
Индивидуальная работа с детьми: лексико – грамматические игры и упражнения.
Ход занятия.
Воспитатель: «Ребята, мы живем с вами в городе Нижний Новгород. Это большой город с множествами улиц, домов, школ, детских садов, магазинов и др. В городе живет много людей, которые торопятся на работу, на учебу, за продуктами, в театр и т. д. Для этого людям нужен транспорт. Тех, кто едет в транспорте, называют пассажирами, а людей, которые ходят пешком, называют пешеходами».
Ребенок:
«Кто по улице идет,
Тот зовется пешеход.
Кто в автобусе катается,
Пассажиром называется».
Воспитатель: «Машины ездят по проезжей части улицы (показать проезжую часть улицы Коминтерна, нарисованную на бумаге). Почему проезжая часть разделена белой полосой?
Дети: «На дороге двухстороннее движение». (Показать движение машин).
Воспитатель: «А где должны ходить пешеходы?»
Дети: «Пешеходы должны ходить по тротуарам». (Показать тротуары и перемещение детей).
Воспитатель: «Почему нельзя ходить по проезжей части?»
Дети: «По проезжей части ездят машины, которые могут сбить пешехода».
Воспитатель: «Но знать, где проезжая часть и где тротуар – этого недостаточно. А если Вам нужно перейти на другую сторону улицы, а по улице беспрерывно движется транспорт?
Чтобы никто не попал под машину, и не было аварии, все должны соблюдать Правила дорожного движения (ПДД). Эти правила должны знать и водители, и пешеходы разного возраста, в том числе и дошкольники».
Дети:
«Я по городу иду,
Я в беду не попаду.
Потому что твердо знаю –
Правила я выполняю».
Воспитатель: «Наш детский сад находится на улице Исполкома. Нам необходимо перейти на другую сторону улицы, что для этого надо?»
Дети: «Пешеходный пешеход»
Воспитатель: «Запомните, ребята, что переходить улицу можно только там, где есть указатели перехода». (Перекинуть через дорогу зебру и показать знак «Пешеходный переход»).
Ребята, а если нет на дороге «зебры», знака «Пешеходные переход» или «Подземный переход», можно ли переходить дорогу»?
Дети: «Нет! Здесь машины едут быстро. Если кто-нибудь выйдет на дорогу, то автомобиль не успеет остановиться и собьет человека».
Воспитатель: «Ведь водитель думает, что все пешеходы знают правила дорожного движения и переходят улицу только там, где это разрешено, а здесь он не ждет появления человека».
Показ. (Машины остановились.) Дети перебегают улицу.
Воспитатель: «Правильно ли дети сделали?»
Дети: «Нет! Улицу нужно переходить спокойно, шагом. Ни в коем случае не перебегать, потому что можно споткнуться и упасть.
Воспитатель: «Если улица с двустороннем движением, то прежде чем сойти с тротуара, нужно посмотреть налево и убедиться, что нет транспорта или он стоит; затем дойти до середины улицы, посмотреть направо – нет ли машин. Только после этого можно двигаться дальше».
Вопрос: «А какая еще ошибка была?»
Дети: «Нельзя переходить улицу без взрослого».
Воспитатель: «Улицу можно переходить только со взрослым человеком».
Показ: Идут взрослые и ребенок на расстоянии друг от друга, ребенок находится со стороны проезжей части.
Вопрос: «Какая ошибка?»
Дети: «Взрослый должен держать ребенка за руку и находится со стороны проезжей части».
Воспитатель: «Да, ребенок переходит улицу только со взрослым, держа его за руку.
В нашем городе много улиц, они тянутся в разных направлениях, пересекаются (показать другую улицу – Культуры). Как называется место пересечения улиц?»
Дети: «Перекресток».
Воспитатель: «А если будут пересекаться несколько улиц, то это место называется площадью. Площадь – место, от которого обычно расходятся разные улицы. На площадях или очень оживленных улицах бывают подземные переходы». (Показать знак «Подземный переход».)
Воспитатель: «Ребята, а кто главный помощник для пешеходов и водителей».
Дети: «Светофор».
Светофор.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай мой совет:
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет.
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: «Препятствий нет,
Смело проходи!»
Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в детский сад ты попадешь
Конечно, скоро.
Игра «Светофор»
Три цвета есть у светофора
Они понятны для шофера (воспитатель показывает цвета светофора- кружочки).
На красный цвет – дети присели.
На желтый цвет - дети встали.
Назеленый – дети побежали. (Можно под песню в исполнении В. Леонтьева «Зеленый свет»).
После игры разобрать ситуации на перекрестке: идут пешеходы, едут машины в соответствии с изменяющимся светом на светофоре).
Проведем блиц – вопросы по ПДД.
Делим группу на две команды. Вопросы каждой команде поочередно.
(На доске выставлены дорожные знаки. Дети слушают вопрос и находят соответствующий дорожный знак).
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете –
В этом месте ходят дети. (Знак «Осторожно, дети»).
Здесь дорожные работы –
Ни проехать, не пройти.
Это место пешеходу
Лучше - просто обойти. (Знак «Дорожные работы»).
Никогда не подведет
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нем всегда свободная. (Знак «Подземный переход»).
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь.
Если всё вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход»).
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи. (Знак «Пункт медицинской помощи»).
Мы поехали отдыхать за город, захотели по дороге поесть. Какой знак нам поможет найти кафе?
У нас закончился бензин. По какому знаку мы определим, где можно заправиться?
Отвечаем на вопросы поочередно.
• Сколько колес в легковом автомобиле? (4)
• Кто ходит по тротуару? (пешеход)
• Кто управляет автомобилем? (водитель)
• Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)
• Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)
• Что может произойти, если пешеход или водитель нарушили правила дорожного движения? (авария, ДТП)
• Какой верхний свет на светофоре? (красный)
• На какое животное похож пешеходный переход? (на зебру).
• Как пешеход может попасть в подземный переход? (по лестнице вниз).
• Какие машины оборудованы специальными звуковыми сигналами? («Скорая помощь», «Полиция», «Пожарная»)
• Что держит в руках инспектор ГИБДД? (жезл)
• Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (во дворе, на детской площадке).
Воспитатель: «Дети, вы ездите в транспорте и должны непременно соблюдать правила поведения. Давайте разберем, что произошла с тремя медведями, которые эти правила не соблюдали».
Однажды дружная семья медведей: Михаил Иванович, Настасья Петровна
Мишутка решили съездить в гости к Маше.
Всю жизнь они жили в лесу и ни разу еще не видели большого города.
Когда они первый раз вышли на улицу, то растерялись. Вокруг столько удивительного и непонятного: много домов, машин, куда-то спешащих людей, шум.
Не знали они, как правильно вести себя на улицах.
Ведь медведи не были знакомы с правилами дорожного движения.
Мишутка взял с собой мяч и вдруг стал играть с ним прямо на тротуаре.
Мячик покатился на дорогу. Мишутка побежал за ним. Маша еле удержала его.
Воспитатель: Ребята, что сказала ему Маша? (ответы детей)
Правильно, дети. Маша сказала: «Так нельзя, Мишутка. Дети в городе играют только во дворе или в парке на специальных детских площадка».
В это время Михаил Иванович решил перейти через дорогу и, не глядя, шагнул с тротуара.
Маша сказала: «.
Воспитатель: Что сказала Маша? (Выслушать ответы детей). Правильно, ребята. Маша сказала: «Улицу надо переходить по подземному переходу. А если его нет, то там, где есть светофор.
Воспитатель: Медведи решили поехать на троллейбусе, чтобы увидеть город. Когда подошел троллейбус, и двери открылись, Мишутка бросился в ноги выходящим пассажирам, чтобы поскорее войти.
Маша отвела его чуть в сторону и сказала:
Воспитатель: «Что сказала Маша?»
Ответы детей: «Сначала надо подождать, чтобы все спокойно вышли из троллейбуса, а потом уже входить».
Наконец медведи вошли в троллейбус. Михаил Иванович увидел свободное место и быстро полез вперед. Он даже не заметил, как кому-то наступил на ногу, а кого-то толкнул по дороге.
Настасья Петровна удобно расположилась около окошка, а сумку поставила на колени сидевшей впереди старушки.
Мишутка вытащил из кармана жвачку, приклеил ее на стекло и громко запел.
Воспитатель: Ребята, хорошо ли вели себя медведи в троллейбусе? (Ответы детей). «Нельзя ничего пачкать и мешать окружающим пассажирам».
В центре города медведи вышли из троллейбуса и решили погулять.
Вдруг ветер сорвал с головы Настасьи Петровны ее любимый платок и понес под колеса машины.
«Стойте! Осторожно! - крикнула Маша. Подождите, пока проедут машины, оглядитесь по сторонам, а потом поднимайте платок».
Мишутка в это время доел банан и бросил под ноги кожуру. Шагнул и тут же поскользнулся на ней.
Воспитатель: «Что сказала Маша?»
Ответы детей: «Мусор нужно бросать в урну, а когда идешь, смотри под ноги».
Нагулявшись, медведи решили возвращаться домой на метро.
Увидев движущийся эскалатор, Мишутка, захотел сам поехать вниз.
Но Маша взяла его за руку и велела встать справа, чтобы слева свободно проходили взрослые.
Уставшая Настасья Петровна хотела, было поставить сумку на ступени и облокотиться о поручень, но Маша сказала, что этого делать нельзя.
«Только не стойте близко к краю платформы», - предупредила Маша.
Подошел поезд. Михаил Иванович бросился к вагону, растолкал людей и схватился за двери, не давая им закрыться.
«Не держите двери, не мешайте отправлению поезда!» -
раздался голос машиниста.
Подошел следующий поезд, и медведи вошли в вагон.
Домой они возвращались поздно, уставшие, но полны разнообразных интересных впечатлений.
Воспитатель: Вот какие приключения происходили с медведями в большом городе.
Ребята, где бы вы ни были, всегда надо соблюдать правила дорожного движения, быть очень внимательными на улице и в транспорте
Ура! Мы грамотные пешеходы.