Ольга Грачёва
Занятие по ознакомлению с окружающим «Сил прялка изрядна-хозяюшка нарядна»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Познакомить детей с прялкой, особенностями труда людей в деревне, какую роль она выполняла в крестьянской семье. Обогащать опыт детей: развивать зрительный анализатор. Закрепить знания частей предмета и их назначения. Совершенствовать грамматический строй речи, побуждать упражняться в согласовании слов в роде, числе и падеже.
Знакомство с Городецкой росписью, с её колоритом, составными элементами и цветосочетаниями. Развивать память и восприятие.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим „Сил прялка изрядна-хозяюшка нарядна“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Воспитывать интерес к русской истории, эстетическому искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов: к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия.
Словарная работа: прялка, донце, гребень, веретено, копыл.
Предварительная работа.
Чтение книг: К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; М. Константиновский «Как ткани ткут и нити прядут». Беседа о них. Заучивание пословиц о труде, рукоделии, мастерстве.
Методические приёмы.
Художественное слово. Беседа. Показ процесса прядения. Игровые упражнения.
Ход занятия.
I Часть. Организационный момент.
Воспитатель:
Дети нас сегодня пригласила хозяйка в русской избе к себе в гости. Давайте сходим к ней в гости и посмотрим, какая она мастерица.
II Часть. Знакомство с процессом прядения.
Хозяйка:
Здравствуйте, гости долгожданные. Милости просим в избу.
«Красному гостю – красное место».
У меня в светёлке, прялка у оконца.
Буду прясть я утром, лучики из солнца.
Пусть согреют землю золотые нити
Вы меня подруги только попросите:
«Может кто–то из вас знает. Что я делаю?
Дети:
Нитку прядёте.
Хозяйка:
Правильно, я нитку пряду.
На чём пряду?
Я вам подскажу. Это прялка.
Скажем вместе прялка (хор и индив. ответ.).
Почему ее так назвали? Дети:
Ее так назвали, потому что на ней прядут.
Хозяйка:
А работает она вот так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть, а нитка наматывается вот сюда.
Это называется веретено.
Скажем вместе веретено (хор и индив. ответ).
Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает. (Хозяйка кружит веретено). Дети:
Кружится, вертится.
Хозяйка:
Вот за то, что оно кружится его и назвали веретено.
Повертитесь как веретено. (Дети кружатся)
Хозяйка:
По избе пляшу, нитку кружу. Чем больше верчусь, те больше толстею. - Молодцы, ребята. Садитесь.
Хозяйка:
Для чего нужна прялка? Дети:
Чтобы нити прясть. Хозяйка:
Так повелось на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка.
Прялка была в каждой русской избе. Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. Отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы подарок — прялку - у лучшего деревенского мастера.
Динамическая пауза.
Игра «Прялка».
«Уж ты прялица, кокорица моя,
Пойду, вынесу на улицу тебя,
Буду прясть да попрядывать,
На подружек поглядывать».
Хозяйка:
В старину люди после трудового дня собирались вечером вместе в русской избе: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка.
С шуткой, песней да весельем и работа скорится.
- Кто из вас, дети, знают пословицы о труде?
Пословицы: Дети:
- Дело мастера боится.
- Без дела жить, только небо коптить.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Есть терпенье - будет и уменье.
- Каков мастер - такова и работа.
- Труд и трудолюбие - середина человека.
- Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Хозяйка: Молодцы, дети.
Рассматривание прялки.
Хозяйка:
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется.
Мы придём, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится.
Красота форм, узоров и красок на прялке радует глаз. Удивляешься мастерству простого человека. Русская прялка состоит из стояка с гребнем и лопастью, к которой прикрепляется кудель, а так же донца, на которое садится пряха.
Разрисованное донце становится украшением дома.
Давайте посмотрим донце. Наше донце разрисовано городецким узором. Много лет назад в городе Городце, который стоит на реке Волге, народные мастера делали из дерева прялки и очень красиво расписывали их яркими красками.
Посмотрите, ребята, наше донце делится на 3 части.
На нашей прялке коней плохо видно, но вот, ребята, посмотрите на эту доску, она расписана городецкой росписью.
Городецкая роспись отличается особой красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями и листьями создает радостное, светлое настроение. Любимый фон художников желто-лимонный. Узоры светятся
самыми разными оттенками: голубого и розового, фиолетового и оранжевого цветов. Есть особенность цветов в городецкой росписи: голубой бутон украшает только синими и белыми дугами и точками.
Важная часть городецкой росписи — умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками.
IV Часть. Заключительная.
- Вы сегодня, дети, узнали очень много интересного о прялке.
- Давайте еще раз вспомним, из чего состоит прялка. Дети:
Донце, гребень, стояка, копыл, лопасть, кудель.
Хозяйка:
Молодцы, очень хорошо.
Какой росписью разукрашена прялка? Дети:
Городецкой росписью.
Хозяйка:
Молодцы! Ну что же, ребята, вам пора в детский сад, а меня работа ждёт.