Татьяна Курникова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
ХОД ЗАНЯТИЯ.
В группу "приходит" кукла Красная Шапочка и приносит письмо-приглашение, в котором бабушка приглашает ее в гости.
Кукла сообщает, что она никогда раньше не ходила к бабушке через зимний лес. Только слышала, что зимой в лесу очень холодно.
Воспитатель- Хорошо, что ты пришла Красная Шапочка у нас сегодня намечено путешествие по сказочному зимнему лесу. Пойдем с нами! Я расскажу о том, что происходит в лесу зимой. Давайте оденемся потеплее (изображает, как одевать шапку, пальто, сапоги, дети повторяют – создается игровая воображаемая ситуация). (Затем воспитатель с куклой в руках ведет детей в “лес”).
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
Воспитатель – Мы оденем с вами сапоги – нестучалки, чтобы тихо пройти в зимний лес и не спугнуть лесных жителей. (на “опушке” останавливаю детей и предлагаю сесть на “пенечки” –стульчики).
Воспитатель: Сейчас зима. И в настоящем лесу, и в твоем сказочном лесу Красная Шапочка, очень холодно. Все: деревья, кусты, земля – покрыто белым пушистым снегом. Его много, идти по заснеженному лесу трудно – ноги проваливаются в глубокий снег. На деревьях листьев нет. Осенью (вы помните) они опали и зимой появиться не могут.
- Ребята, почему нет листочков на деревьях зимой?
Дети: (холодно, мало света, нет воды – один снег кругом)
Воспитатель: Но все вы знаете, что есть дерево, которое остается зеленым зимой.
Я загадаю вам и Красной Шапочке загадку, а вы попробуйте отгадать ее:
Зимой и летом
Одним цветом (ель)
Воспитатель: Ребята, как тихо на нашей сказочной опушке, кажется зимой здесь никто не живет, но это только так кажется.
Вспомните, ребята, каких животных можно встретить в зимнем лесу?
Дети: (Зайца, лису, белку, волка).
Воспитатель: Правильно. А вот и заяц – беляк. Он зимой не спит. Голодно ему – травы нет. Приходится ветки с кустов и кору с деревьев глодать. Не очень это вкусно, но что поделаешь! И норы у него нет, спит в под елкой. Страшно зайцу. Он все время прислушивается, уши в разные стороны поворачивает. Ведь желающих поймать зимой зайца много: волки, лисы. Но его спасает шерсть, какого цвета шерсть у зайца?
Дети: (белая)
Воспитатель: Почему он зимой белый?
Дети: (чтобы не заметно было на снегу, в целях безопасности).
Воспитатель: А еще она густая – ему не холодно. Так и живет всю зиму.
(воспитатель поддерживает воображаемую ситуацию, предлагает детям исполнить игровые действия – натянуть шапки на уши, поднять воротники, отодвинуть кусты и посмотреть, кто же прячется в дупле), но сначала отгадайте загадку:
В сосне дупло
В дупле тепло,
А кто в дупле
Живет в тепле? (Белочка)
Воспитатель: В дупле у белки сухо и тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая.
- Ребята, чем питается белочка?
Дети: (семенами, ягодами, грибами).
Воспитатель: А когда холодно, белка не выходит из дупла, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.
- А как белка защищается от врагов?.
Дети: (лазит быстро по деревьям, прыгает с дерева на дерево, питается на стволе дерева).
Воспитатель: И белочка приспособилась жить зимой в лесу. Имеет острые когти, пушистый хвост, может лихо лазить по деревьям).
- А у белочки какого цвета шерсть зимой?
Дети: (серебристая).
Воспитатель: Почему, ребята, белочка не рыжая?
Дети: (чтобы не видно ее была на деревьях).
Воспитатель: Как красиво в нашем сказочном зимнем лесу! Снег сверкает, словно серебро, и все деревья прикрыл от мороза.
- А вот и чей-то хвост виднеется из-за елки. Отгадайте загадку:
“Рыжая хозяйка
По лесу прошла,
Стежки – дорожки
Хвостом подмела”
- Величают ее …. (Лиса)
- Всему лесу краса.
Окраску лисы не меняют. Знает лисонька-лиса, в шубе вся ее краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Давайте понаблюдаем, что это лиса под снегом вынюхивает? Кого лисичка ищет?
Дети: (мышей)
Воспитатель: Чем еще питается лиса?
Дети: (мелкие зверюшки, птицы).
Воспитатель: Лисица проворный и осторожный зверь. Днем лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может занять и чужую нору. Главным лисичкиным кормом зимой в лесу становятся мыши – полевки. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках, а если совсем голодно идет в деревню кур да уток воровать. А хвост ее пушистый согревает и следы заметает. (во время занятия воспитатель поддерживает диалог и с Красной Шапочкой, создавая игровую ситуацию).
Воспитатель: Красная Шапочка, ты правильно делаешь, что зимой не ходишь одна к бабушке через лес. Летом волки по- одиночке разгуливают. К тому же летом они не такие уж голодные. А вот зимой волки собираются в стаи. Есть им нечего, вот они и нападают на всех, кого встретят в зимнем лесу.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой большой бугор из снега. Это – берлога медведя, в которой он сейчас спит. Берлогу медведь устраивает под вывороченным пнем или упавшим деревом. А бугор получается потому, что снег укрывает зимнюю квартиру медведя толстым слоем. Всю зиму медведь из берлоги не выходит, спит и ничего не ест.
Воспитатель: Уже темнеет и нам пора уходить из сказочного леса, а ты Красная Шапочка сходишь к бабушке завтра с мамой
Давайте попрощаемся с лесными жителями. И, тихонько, не нарушая лесную тишину пройдем в группу. (дети усаживаются)
Воспитатель: Дети, скажите, кто у нас сегодня хорошо занимался, был активен на занятии? Сегодня мы все хорошо занимались. Вспомнили, как в лесу зимой и как живут зимой животные. А сейчас давайте нарисуем это время года “Зимушку-зиму”. И не забудьте нарисовать животных, о коротых мы говорили.
(Включается музыка, дети рисуют).