Елена Никифорова
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.
Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок».
Цель:
1. Формировать у детей художественное отношение к детской литературе.
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес и любовь к родному краю средствами художественной литературы.
Публикация «Занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе, Чтение сказки И, Истомина „Мышонок и олененок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Мышь. Все о мышках для детей
- Олень. Детям про оленей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
2. Учить детей словотворчеству, понимать художественное произведение в целом.
3. Развивать словарь детей, способность слушать и понимать различные литературные произведения (сказку).
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов, сказок, стихотворений о природе Севера.
2. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов о животных Севера.
3. Разучивание северных считалок, пословиц. Поговорок.
4. Занятия по изобразительной деятельности на темы о Севере.
5. Участие в конкурсе поделок из шишек «В лесу все прекрасно!»
6. Обогащение словаря детей: писк, копытца, обессилел, кочка, мох.
Оборудование:
1. Книга И. Истомина «Ненецкие сказки».
2. Портрет писателя.
3. Макет тундры.
4. Игрушки – оленёнок и мышонок.
5. Макет волшебной книги.
6. Ширма.
7. Диск с музыкой «В гостях у сказки».
---
-Доброе утро, ребята! Встаньте в кружок и послушайте меня внимательно! Ребята, я знаю, что вы все любите сказки, и поэтому я хочу открыть вам одну тайну. Но для этого вначале надо отгадать загадки. Вы умеете отгадывать загадки?
-Слушайте внимательно!
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. Кто это? (олень).
-Где живет олень? (на севере, в тундре).
-Покажите, как ходит по тундре олень.
-А вот вторая загадка:
Под полом таится,
Кошку боится (мышка).
-Мышка – девочка, а мальчик? (мышонок).
-Правильно, а где живут мышата? (Живут и под полом в домах, и в лесу, и в тундре).
-А сейчас закройте все глаза и узнайте, чей это голос:
-Х-р-р. (Это хоркал олень)
-Да, это хоркал большой олень, а как мы назовем маленького? (олененок).
-Вот он какой (убираю ширму, показываю игрушку оленёнка на макете «тундра»).
-Вам нравится оленёнок?
-Какой он? (красивый, стройный).
-Как он бегает по тундре? (Быстро).
-Сколько у него ножек?
-А это что? (Копытца).
-На что похожи рожки? (На веточки дерева).
-Закройте ещё раз глазки и послушайте, чей это голосок: пи-пи-пи.
-Кто пищал? (Мышонок).
-Где же он? Вот он где спрятался под мхом за кочкой!
-Ребята, посмотрите, на что показывает моя волшебная палочка, и назовите, что это у мышонка? (Уши).
• А ласково? (ушки,
• Глаза - глазки,
• Лапы – лапки.
-Когда мышонок быстро скрывается во мху или прячется за кочку, про него говорят «юркнул». Повторим слово. (Показываю, как прячется мышонок, дети повторяют, 2-3 раза).
-Кто больше, мышонок или оленёнок?
• Правильно, посмотрите, по сравнению с маленьким мышонком олененок кажется очень большим, великаном.
-Хотите поиграть?
- Я скажу – «мышонок» – вы присядете - юркните и будете маленькими, маленькими, спрячьте руками глазки, а когда я скажу «олененок», вы станете большими, великанами, покажете рожки веточки.
-Молодцы! Ну, наконец – то, я вам открою тайну, которую обещала: вот волшебная книга «Ненецкие сказки» (показываю макет, ее написал писатель Иван Истомин, он тоже жил на Севере и очень любил свой край, а детям говорил: «Без сказок скучно жить на свете. Люди придумали их для детей, чтобы дети знали и любили родной край, учились быть добрыми и умными».
- Как только я открою волшебную книгу, мы сразу окажемся в сказке и узнаем, как однажды играли олененок и мышонок в тундре.
-Хотите очутиться в сказке? (Звучит музыка «В гостях у сказки»).
-Ребята, а мышонка и оленёнка возьмём с собой?
-Проходите, пожалуйста, тихо-тихо! Усаживайтесь! (Дети проходят через макет книги, усаживаются).
-А вот и настоящая книга, которую написал Иван Истомин, а это его портрет. Дети любят его сказки и называют дедушка Иван.
-Чтение сказки.
-Понравилась сказка?
-Посмотрите внимательно на иллюстрацию в книге, кто встретился в тундре?
(мышонок и оленёнок).
-Мышонок и Олененок будут очень довольны, если вы ответите на вопросы:
1. Почему мышонок еле успевал гнаться за оленёнком? (У оленёнка ноги больше, чем у мышонка).
2. В какую игру предложил поиграть мышонок? (В прятки).
3. Как он сказал? (Давай в прятки играть)
4. Кто первый спрятался? (Оленёнок).
5. Покажите, как мышонок сел на задние лапки, а передними закрыл глаза?
-Долго искал мышонок оленёнка, но найти не мог. Наконец обессилел совсем.
6. Ребята, что значит обессилел? (Устал).
7. Что придумал мышонок, чтобы найти оленёнка? (Обхитрить оленёнка).
-Давайте вместе крикнем Олененку, как мышонок : «Ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать».
-Вскочил Олененок, чтобы рога спрятать, тут его мышонок и увидел.
8. А почему оленёнок не нашёл мышонка? (Потому что мышонок юркнул в мох, и его не видно, а хитрить оленёнок не умел).
-Доскажите словечко:
-«Эх ты, олененок, - сказал мышонок, - сам большой, а недогадливый». –«Я маленький, а… тебя обхитрил!»(Можно повторить).
9. Почему теперь олененок и мышонок никогда не играют вместе? (Олененок обиделся на мышонка).
10. Кто вам больше понравился?
11. Почему?
-Ребята, давайте отдохнё м и поиграем:
«Оленёнок в тундре жил, головой крутить любил.
Оленёнок мох искал, снег копытом разгребал.
А потом вдруг убежал».
-Хотите, я ещё раз вам прочитаю о том, как мышонок обхитрил оленёнка?
«Решил обхитрить мышонок олененка и закричал : «Дружок Олененок, ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать! Оленёнок подумал : «Эх, плохо я сделал! Правду мышонок говорит!» Вскочил он, чтобы лучше рога спрятать, тут его мышонок и увидел. «А теперь я спрячусь!» - сказал мышонок. Долго оленёнок искал мышонка, но найти не смог. Обессилел совсем и лёг отдыхать. Мышонок выбежал из – за кочки и смеё тся: «Эх ты, дружок Оленёнок! Сам большой, а …недогадливый! Я маленький, …а хитрее тебя! И юркнул в мох. Фыркнул оленёнок от обиды и побежал в другую сторону. С тех пор никогда не увидишь, чтобы оленёнок с мышонком вместе играли».
ВОТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ, МОЛОДЕЦ!
-А молодец будет тот, кто поиграет с мышонком и оленёнком и перескажет то, что я прочитала.
-Итог.
-Какую сказку читали? Кто автор?
-Понравилась волшебная книга?
-Кто молодец?
(Музыка «В гостях у сказки», выходим из волшебной книги).
СКАЗКА
Иван Истомин
«МЫШОНОК И ОЛНЕНОК»