Елена Пелагеина
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Лаборатория чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"
Продолжительность: 25 минут
Место проведения: групповая комната
Возрастная группа : старшая
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
«Познавательного развития» :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
развивать умение совместно со взрослыми выполнять практические познавательные действия экспериментального характера по выявлению свойств изучаемого объекта.
«Речевого развития» :
активизировать и актуализировать словарь детей;
способствовать развитию диалогической речи;
развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы;
«Социально–коммуникативного развития» :
воспитывать доброе, отзывчивое отношение к другим;
дружеские отношения в коллективе детей в процессе исследовательской деятельности;
«Физического развития» :
развивать мелкую моторику;
формировать осознанную потребность в двигательной активности.
«Художественно-эстетического развития» :
способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;
формировать любовь к музыке
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная
Словарная работа: радуга, песок, драже, лаборатория, ученый, профессор, лаборант
Предварительная работа: просмотр презентаций, чтение научно – познавательной литературы, знакомство с признаками и качествами веществ, материалом и оборудованием, проведение опытов и экспериментов.
Оборудование и материалы: ноутбук,4 конверта с заданиями, халаты, шапочки, бахилы, веера, трубочки, тарелки, графин с водой, песок, стаканы, клей- карандаш, пищевой краситель (разных цветов, листы с рисунками, формочки для песка, магниты, скрепки, счетные палочки
Ход НОД
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
1. Организационный момент.
Воспитатель: ребята, вы слышали этот звук?
Воспитатель: на что похож этот звук?
Воспитатель: да дети, на нашу электронную почту пришло письмо. Давайте подойдем поближе к ноутбуку и я вам его прочитаю.
Воспитатель читает письмо детям.
«Здравствуйте уважаемые ребята, я Профессор Знай. Сегодня произошел сбой в главном компьютере нашей лаборатории и результаты многих экспериментов пропали, теперь их необходимо восстановить, посовещавшись с учеными мы решили поручить это задание вам. А главным в лаборатории назначить вашего воспитателя.
Также я вас прошу сфотографировать все результаты исследований и отправить мне на электронную почту. Если все результаты экспериментов будут восстановлены, то я пришлю вам презенты за хорошую работу. На каждом столе вы найдете конверт с заданием. Удачи вам юные ученые!»
Воспитатель: ну что вы готовы отправиться в лабораторию и стать учеными?
Воспитатель: но для начала мне скажите, что такое лаборатория?
Дети: лаборатория - место, в котором проводят различные опыты, эксперименты.
Воспитатель: кто там работает?
Дети: ученые, лаборанты, профессоры
Воспитатель: правильно ребята, молодцы!
Воспитатель: ребята, но со мной пойдут не все! А только самые сообразительные и внимательные. Вы сообразительные? И внимательные? Сейчас проверим!
Дети: да
Проводится игра «Так – не так»
Воспитатель: «Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать
- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)
-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)
-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)
-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)
-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)
-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)
-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)
-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)
-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)
-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)
-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)
- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).
Воспитатель: «Какие, вы, молодцы! Придется всех брать с собой.
Воспитатель: ребята, я предлагаю нам с вами надеть специальную одежду
Дети вместе с воспитателем одевают халаты, шапочки, бахилы
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, как мы себя должны вести в лаборатории?
Дети: нельзя шуметь, толкаться
Нельзя предметы засовывать в нос, ухо, в рот и т. д.
Нельзя пробовать на вкус
На столах ничего нельзя трогать без разрешения
Бережно обращаться с оборудованием
Воспитатель: правильно
Воспитатель: ну что ребята приступим к нашим экспериментам?
Дети: да
2. Основная часть
Дети проходят в лабораторию к столу под номером 1
Воспитатель: открываем конверт с 1 заданием.
Воспитатель загадывает загадку «Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем! Дети: воздух
Дети: воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Дети проводят эксперимент
Дети: выходят пузырьки
Воспитатель: правильно, воздух.
Воспитатель: ребята, а для чего нам нужен воздух? Дети: чтобы дышать
Воспитатель: ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
Воспитатель: возьмите веера и помашите им в лицо, вокруг себя. Что вы чувствуете? Дети: чувствуем, как воздух движется
Воспитатель: правильно, воздух движется и он вокруг нас.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, воздух может жить внутри нас? Может.
Воспитатель: а хотите это проверить? Дети: Да
Воспитатель: нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
Воспитатель: что происходит?
Воспитатель: делаем выводы, что воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: молодцы ребята, мы справились с 1 экспериментом!
Воспитатель фотографирует все результаты эксперимента на телефон
Дети проходят к столу под номером 2
Воспитатель: открываем конверт с заданием номер 2
Читает загадку:
«Лишь только дождичек прошел,
Я в небе новшество нашел:
Сквозь небосвод прошла дуга.
В ней семь цветов, там ….
Дети: радуга
Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу? Дети: На небе
Воспитатель: Когда она появляется? Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель: Из скольких цветов состоит радуга? Дети: 7 Дети с воспитателем выполняют опыт
Воспитатель: давайте попробуем сделать с вами свою радугу
Воспитатель: что у нас для этого есть? На столе лежит пищевой краситель (разного цвета, графин с горячей водой, белые тарелки)
Опыт : пищевой краситель каждого цвета выкладываем по краю тарелки круг, в центр круга наливаем горячую воду и смотрим, как появляется радуга.
Воспитател: Вода является растворителем, поэтому краситель растворяется в воде и получается радуга.
Воспитатель: молодцы ребята, мы справились и с этим заданием
Воспитатель фотографирует все результаты эксперимента на телефон
Воспитатель: дорогие ученые, вы, наверное, устали, предлагаю вам немного отдохнуть
С детьми проводится физминутка под музыку
Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют поклон)
Разноцветный мостик! (Рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны)
Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют поклон).
Принимай нас в гости. (Идут на месте, подняв руки).
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу (делают четыре прыжка на носках)
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).
Воспитатель: отдохнули немного? Тогда продолжим наши эксперименты
Воспитатель: открываем конверт с 3 заданием.
Дети проходят к столу под номером3
Воспитатель загадывает загадку
«Он очень нужен детворе,
он на дорожках во дворе,
он на стройке и на пляже
и в стекле расплавлен даже» Дети: песок
На тарелках у детей лежит сухой песок и мокрый
Воспитатель: ребята, на тарелках у вас песок: что вы можете о нем рассказать? Дети: на одной тарелке - сухой, на другой – мокрый песок
Воспитатель: Давайте попробуем оставить отпечатки формочек на сухом песке, на мокром песке. На каком песке лучше видны отпечатки? Дети: на мокром
Дети проводят опыт с песком
Воспитатель: правильно, на мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Воспитатель: как вы думаете можно ли рисовать песком? Дети: не знаем
Воспитатель: давайте попробуем нарисовать песком с помощью клея-карандаша. Обведите клеем-карандашом весь рисунок, а потом на клей насыпьте сухой песок. Дети обводят рисунок клеем и насыпают на него песок.
Стряхнув лишний песок на тарелку посмотрите, что получилось. Дети: сухим песком можно рисовать.
Воспитатель фотографирует все результаты эксперимента на телефон
Воспитатель: молодцы ребята, мы справились и с этим задание
Дети проходят к столу под номером 4
Воспитатель: открываем конверт с заданием номер 4
Читает загадку:
«Бывает маленьким, большим, Железо очень дружит с ним» Дети: магнит
Воспитатель: а кто знает, что такое магнит? Дети: Это камень, который притягивает к себе железные предметы
Воспитатель: правильно!
Воспитатель: хотите это проверить? У вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы : в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на красную тарелочку, а те которые не притягивает – на синею.
Воспитатель: назовите, какие предметы притянул магнит. Дети: скрепки, монеты, гвоздики
Воспитатель: из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? Дети: из металла, железа
Воспитатель: а какие предметы не притянул магнит? Дети: Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…
Воспитатель: из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? Дети: из дерева, пластика, бумаги и т. д
Воспитатель : Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики? Дети: они металлические, железные) -
(Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические, железные
Воспитатель: ребята, как вы думаете, мы справились со всеми заданиями?
Сейчас я отправлю все результаты профессору Знаю
Дети слышат стук в дверь, воспитатель забирает грамоты и подарки для детей, которые им передал профессор Знай
Воспитатель отправляет результаты экспериментов с телефона
Воспитатель: ребята, кто то стучит в дверь, наверное, профессор Знай передал нам презенты.
Воспитатель вручает детям презенты
3. Рефлексия
Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? А что больше всего понравилось? А что было самым сложным? Если вам понравилось наше занятие, то покажите большой палец вверх, если не понравилось, то большой палец вниз.