Мельникова Лариса Леонидовна
«Следы осени». Занятие по окружающему миру в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в подготовительной к школе группе: «Следы осени».
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явле-ниях.
Задачи:
Образовательные:
-обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;
-расширить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и живот-ных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
-закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.
Развивающие:
-развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь и делать выводы.
Воспитательные:
-воспитывать желание наблюдать за красотой природы в период осени;
-воспитывать чувство любви к родной природе;
-воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Речевые:
-отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление слож-ных предложений;
-активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие;
-обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относи-тельные прилагательные.
Воспитательные:
-воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
воспитывать чувство любви к родной природе
воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Материал и оборудование:
Корзинка с сюрпризом, магнитофон, четыре конверта с загадками, картинки: неживая природа, мир растений, мир животных, мир человека, пазлы «С какого дерева ли-стик», разрезные картинки (насекомые, животные птицы, палочки Кюизенера, кар-точки «Где, что растет», простые карандаши, изображение баночек для заготовок на зиму, изображения овощей, фруктов и грибов.
Ход занятия:
Дети входят в групповую комнату, становятся полукругом.
Воспитатель:
Здравствуй, небо голубое (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (руки вверх, к солнцу вправо или влево)
Здравствуй, милый мой сосед (машем друг другу)
А далекому – привет! (машем гостям)
Дружбой крепкой мы сильны,
Всем мы помогаем. (держимся за руки)
Если кто попал в беду-
Мы его спасаем! (кладем руки на плечи).
Отрывок из стихотворения АС. Пушкина
Воспитатель: Скажите мне, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Ответы детей
Звук ветра, вбегает ветерок
Ветерок: Здравствуйте взрослые и ребята!
Все: Здравствуйте.
Ветер: Я Ветер, залетел к вам не случайно. Пролетая мимо ваших окон, я услышал, что вы будете говорить об осени и ее признаках.
Воспитатель: Да Ветерок, сегодня мы хотим поговорить об осени, о живой и не живой природе, о труде людей в осенний период. И вот, я думаю с чего нам надо начинать, что- бы не запутаться.
Ветер: Это не проблема, я подготовил для вас осенние конверты с заданиями, так вы точно не запутаетесь, о чем поговорили, а о чем будете разговаривать (отдает конвер-ты)
Воспитатель: Большое спасибо Ветер! Оставайся с нами, будешь помогать нашим де-тишкам.
Ветер: С большим удовольствием!
Воспитатель: Я открываю первый конверт, и что нас в нем ждет…
Загадка.
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,
Спать немедленно зовет. (День и ночь)
Ответы детей
Беседа «Неживая природа осенью».
Воспитатель: Когда приходит осень?
Ответы детей
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину?
Ответы детей: Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинни-ком? (потому что в это время появляется рябина).
Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Что мы относим к неживой природе?
Ответы детей. (Все что на «не»)
Воспитатель: Перечислите признаки осени в неживой природе.
Воспитатель: Почему погода становится прохладной? Ответы детей (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной).
Воспитатель: Какие осадки характерны для осени? Ответы детей.
Упражнение «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом! (поглаживают ладонями)
Воспитатель: Сели на свои места, продолжаем дальше. Я открываю второй конверт и смотрим, какое задание нас ждет? (в конверте лист с изображением растительного ми-ра).
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы будем с вами сейчас говорить?
Ответы детей…
Воспитатель: Продолжаем мы говорить о природе и его растительном мире.
Воспитатель: Что мы относим к растительному миру? Ответы детей: К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.
Воспитатель: Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? Ответы детей: …
Воспитатель: А я предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листик». (На тарелоч-ках у детей изображение деревьев и листьев (по принципу «Пазлы»)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас назовите мне какое дерево у вас было и какой лист вы подобрали.
Ответы детей: …
Физкультурная минутка «Мы листочки»
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Воспитатель: Третий конверт, посмотрим какое задание нас ждет (в конверте загадка о животном мире)
Ответы детей.
Воспитатель: Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообраз-ного. (смена картин)
Воспитатель: Кого мы относим к животному миру?
Ответы детей: К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых.
Воспитатель: Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? И чтобы это узнать я предлагаю вам поиграть в игру «Собери целое из частей» (дети собирают картинки на которых изображены: птицы, насекомые, животные).
Воспитатель: Расскажите мне, как животный мир готовиться к зиме?
Ответы детей: Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, напри-мер, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк. Осе-нью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.
Воспитатель: Насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму?
Ответы детей: Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.
Воспитатель: что меняется в жизни птиц с приходом осени?
Ответы детей: есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
Воспитатель: А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?
Ответы детей: Такие птицы называются перелетными.
Воспитатель: А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. Ответы детей: А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше. Воспитатель: Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
Ответы детей: Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.
Воспитатель: Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут по-мощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кор-мушки.
Воспитатель: Предлагаю вам совершить пальчиковую гимнастику «Зимние птицы» и построить кормушки для птиц.
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)
Дети выполняют постройку кормушки из палочек Кюзинера.
Воспитатель Я открываю, последний, четвертый конверт, смотрим что нас ждет (за-гадка о урожае). Как вы думаете о чем мы будем беседовать сейчас?
Ответы детей:…
Воспитатель: Правильно, сейчас мы поговорим о заботах человека осенью.
Воспитатель: Какие работы выполняются в садах
Ответы детей:…
Воспитатель: А как трудятся в деревне, на полях?
Ответы детей:…
Игра «Где что растет?» (дети выполняют задания на карточках)
Воспитатель: Да ребята, осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, гри-бы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд. Я вам предлагаю закон-сервировать дары осени, можно приготовить компот, сварить варенье, засолить гри-бы или овощи, выбирайте сами, а потом я узнаю, кто что приготовил.
Итог
Звук ветра, вбегает ветерок
Ветер: Успел! За то, что вы хорошо поработали, выполнили все задания, я подгото-вил вам сюрприз (отдает корзинку). А теперь мне пора. До свидания Всем пока.