Папки-передвижки

«Следы осени». Занятие по окружающему миру в подготовительной группе

Мельникова Лариса Леонидовна
«Следы осени». Занятие по окружающему миру в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие в подготовительной к школе группе: «Следы осени».

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явле-ниях.

Задачи:

Образовательные:

-обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;

-расширить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и живот-ных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;

-закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.

Развивающие:

-развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь и делать выводы.

Воспитательные:

-воспитывать желание наблюдать за красотой природы в период осени;

-воспитывать чувство любви к родной природе;

-воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.

Речевые:

-отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление слож-ных предложений;

-активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие;

-обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относи-тельные прилагательные.

Воспитательные:

-воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы

воспитывать чувство любви к родной природе

воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Материал и оборудование:

Корзинка с сюрпризом, магнитофон, четыре конверта с загадками, картинки: неживая природа, мир растений, мир животных, мир человека, пазлы «С какого дерева ли-стик», разрезные картинки (насекомые, животные птицы, палочки Кюизенера, кар-точки «Где, что растет», простые карандаши, изображение баночек для заготовок на зиму, изображения овощей, фруктов и грибов.

Ход занятия:

Дети входят в групповую комнату, становятся полукругом.

Воспитатель:

Здравствуй, небо голубое (руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (руки вверх, к солнцу вправо или влево)

Здравствуй, милый мой сосед (машем друг другу)

А далекому – привет! (машем гостям)

Дружбой крепкой мы сильны,

Всем мы помогаем. (держимся за руки)

Если кто попал в беду-

Мы его спасаем! (кладем руки на плечи).

Отрывок из стихотворения АС. Пушкина

Воспитатель: Скажите мне, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Ответы детей

Звук ветра, вбегает ветерок

Ветерок: Здравствуйте взрослые и ребята!

Все: Здравствуйте.

Ветер: Я Ветер, залетел к вам не случайно. Пролетая мимо ваших окон, я услышал, что вы будете говорить об осени и ее признаках.

Воспитатель: Да Ветерок, сегодня мы хотим поговорить об осени, о живой и не живой природе, о труде людей в осенний период. И вот, я думаю с чего нам надо начинать, что- бы не запутаться.

Ветер: Это не проблема, я подготовил для вас осенние конверты с заданиями, так вы точно не запутаетесь, о чем поговорили, а о чем будете разговаривать (отдает конвер-ты)

Воспитатель: Большое спасибо Ветер! Оставайся с нами, будешь помогать нашим де-тишкам.

Ветер: С большим удовольствием!

Воспитатель: Я открываю первый конверт, и что нас в нем ждет…

Загадка.

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот,

Спать немедленно зовет. (День и ночь)

Ответы детей

Беседа «Неживая природа осенью».

Воспитатель: Когда приходит осень?

Ответы детей

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину?

Ответы детей: Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинни-ком? (потому что в это время появляется рябина).

Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Что мы относим к неживой природе?

Ответы детей. (Все что на «не»)

Воспитатель: Перечислите признаки осени в неживой природе.

Воспитатель: Почему погода становится прохладной? Ответы детей (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной).

Воспитатель: Какие осадки характерны для осени? Ответы детей.

Упражнение «Дождик»

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)

Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)

А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом! (поглаживают ладонями)

Воспитатель: Сели на свои места, продолжаем дальше. Я открываю второй конверт и смотрим, какое задание нас ждет? (в конверте лист с изображением растительного ми-ра).

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы будем с вами сейчас говорить?

Ответы детей…

Воспитатель: Продолжаем мы говорить о природе и его растительном мире.

Воспитатель: Что мы относим к растительному миру? Ответы детей: К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.

Воспитатель: Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? Ответы детей: …

Воспитатель: А я предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листик». (На тарелоч-ках у детей изображение деревьев и листьев (по принципу «Пазлы»)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас назовите мне какое дерево у вас было и какой лист вы подобрали.

Ответы детей: …

Физкультурная минутка «Мы листочки»

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Воспитатель: Третий конверт, посмотрим какое задание нас ждет (в конверте загадка о животном мире)

Ответы детей.

Воспитатель: Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообраз-ного. (смена картин)

Воспитатель: Кого мы относим к животному миру?

Ответы детей: К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых.

Воспитатель: Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? И чтобы это узнать я предлагаю вам поиграть в игру «Собери целое из частей» (дети собирают картинки на которых изображены: птицы, насекомые, животные).

Воспитатель: Расскажите мне, как животный мир готовиться к зиме?

Ответы детей: Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, напри-мер, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк. Осе-нью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.

Воспитатель: Насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму?

Ответы детей: Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.

Воспитатель: что меняется в жизни птиц с приходом осени?

Ответы детей: есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)

Воспитатель: А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?

Ответы детей: Такие птицы называются перелетными.

Воспитатель: А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. Ответы детей: А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше. Воспитатель: Как же выживают оставшиеся с нами птицы?

Ответы детей: Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.

Воспитатель: Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут по-мощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кор-мушки.

Воспитатель: Предлагаю вам совершить пальчиковую гимнастику «Зимние птицы» и построить кормушки для птиц.

Я зимой кормлю всех птиц:

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей —

(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)

Вот кормушка у дверей.

(показывают одной рукой на кормушку)

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

(загибают и разгибают пальцы, перечисляя корм)

Пусть клюет его она.

(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)

Дети выполняют постройку кормушки из палочек Кюзинера.

Воспитатель Я открываю, последний, четвертый конверт, смотрим что нас ждет (за-гадка о урожае). Как вы думаете о чем мы будем беседовать сейчас?

Ответы детей:…

Воспитатель: Правильно, сейчас мы поговорим о заботах человека осенью.

Воспитатель: Какие работы выполняются в садах

Ответы детей:…

Воспитатель: А как трудятся в деревне, на полях?

Ответы детей:…

Игра «Где что растет?» (дети выполняют задания на карточках)

Воспитатель: Да ребята, осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, гри-бы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд. Я вам предлагаю закон-сервировать дары осени, можно приготовить компот, сварить варенье, засолить гри-бы или овощи, выбирайте сами, а потом я узнаю, кто что приготовил.

Итог

Звук ветра, вбегает ветерок

Ветер: Успел! За то, что вы хорошо поработали, выполнили все задания, я подгото-вил вам сюрприз (отдает корзинку). А теперь мне пора. До свидания Всем пока.

Публикации по теме:

Итоговое интегрированное занятие по окружающему миру. Детское экспериментирование. ТРИЗ ртв в старшей группе «Все о воде» .

Комплексное занятие по окружающему миру и рисованию «Знакомство с гербом Саранска» во второй младшей группеКомплексное занятие по окружающему миру и рисованию «Знакомство с гербом Саранска» во второй младшей группе Интеграция образовательных областей:«Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно.

Конспект занятия по окружающему миру «Снеговик» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Снеговик». В подготовительной группе. Задачи. - Продолжать учить детей рисовать предмет,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Следы осени». Занятие по окружающему миру в подготовительной группе
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 11:05
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Следы осени». Занятие по окружающему миру в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Мельникова Лариса Леонидовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД