Ирма Кумаллагова
Занятие по обучению грамоте в старшей группе ДОУ (по Журовой Л. Е.)
Цель: Закрепление знаний о звуках: гласных, твердых и мягких согласных. Звуковой анализ слов лист, гуси, утки. Учить детей: сравнивать слова по моделям; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. Воспитывать у детей усидчивость, умение понимать поставленную задачу.
Материал к занятию :
1. Таблицы с рисунками листа, гуся, утки.
2. Карточки с четырехзвуковыми схемами для каждого ребенка.
3. Фишки красные, синие, зеленые для каждого ребенка и у доски.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе ДОУ (по Журовой Л, Е,)» размещена в разделах
Предварительная работа: на занятиях знакомить детей со звуковым составом слова; учились определять место звука в слове, называть слова с заданным звуком. Составлять схему звукового состава слова. Также использовала в работе с детьми словесные игры, такие как «Добавь звук», «Быстро назови», «Кто больше назовет слов о зиме (весне, лете, осени, «Кто придумает больше слов».
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем
С добрым утром с ясным днем,
Вот как славно мы живем.
Здравствуйте, говорим мы человеку,
Здравствуйте слышим мы в ответ.
К нам пришли сегодня гости, давайте и с ними поздороваемся.
В. Ребята, давайте мы с вами вспомним какие бывают звуки? ( ответы детей: гласные-согласные).
А какие бывают согласные? ( дети: твердые мягкие)
Напомните мне какими фишками какой звук мы обозначаем? (Тв. согл. -синими,мягк. согл. -зеленые,гласные –красные)
Ребята, давайте проанализируем слово «лист»- возьмите фишки и пробуем расставить их правильно (1 й мягк., 2 гласный,3 / 4 твердые согл.)
Ребята, а давайте поиграем: вызвать детей с фишками Т-С-И–Л. Дети должны выстроиться правильно.
Теперь,ребята, перейдем к др. картинке. Что тут изображено? (Гуси). Давайте выясним из каких звуков состоит это слово. (1 согл. ,2,гласн,3 мягк. согл,3 гласн.)
Ребята,а чем отличаются слова «лист» и «гуси»? ( дети: количеством согл. и гласных).
Физминутка. :
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись,руки вверх-вдох выдох).
Приготовился к зарядке (Рывки рук перед грудью)
Приседенье сделал справно (присесть)
Клювиком почистил пух (наклоны головы вправо и влево)
Поскорее в воду плюх! (присели)
Отдохнули ребятки? Продолжим наше занятие. Посмотрите на доску Кого мы видем? – «Утки». Давайте разберем это слово _ по краям гласные в середине 2 согласные. Ставим фишки,один работает у доски,другие перед собой.
Молодцы.
Предлагаю поиграть : я выставлю фишки в определенном порядке,а вы должны сказать какая картина подходит нам. ГССмГ (утки, СГСмГ (гуси,СмГСТ (лист)
А теперь предлагая соревнования кто придумает больще слов с мягкой согласной буквой (чашка, метелка, щавель, якорь, кисель, ручей, капель, метель).
Подойдите теперь ко мне. У меня вопрос,вот вы вечером уйдете домой и чему научите своих мам? Чем мы с вами занимались сегодня на непосредственно образовательной деятельности? (ответы детей- мы вспомнили какие бывают звуки, разбирали слова)