Лариса Сусликова
Занятие по обучению грамоте «Путешествие по сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте
«Путешествие по сказке»
Цель занятия : Систематизировать знания детей по обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление знаний о звуках, умения различать гласные и согласные звуки.
Закрепление навыков чтения.
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза,
Закрепление навыков умения ориентироваться в слове
Развитие смысловой стороны речи;
Коррекционные:
Публикация «Занятие по обучению грамоте „Путешествие по сказке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Развитие мелкой моторики рук, координации движений.
Активизация зрительной функции прослеживания.
Развивающие:
Развитие речи, внимания, памяти, творческого воображения.
Развитие логического мышления.
Воспитывающие:
Воспитание умения работать коллективно.
Формирование социального партнёрства, желания действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности
Методы:
Наглядный
Словесный
Практический
Игровой
Приё мы:
Сюрпризный и игровой моменты.
Создание проблемной ситуации.
Показ и рассматривание иллюстраций.
Беседа
Художественное слово
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Рассматривание иллюстраций по сказке.
Коррекционно – развивающая образовательная деятельность по обучению грамоте.
Оборудование:
Сказочный конверт с письмом; предметные картинки: гуси-лебеди, яблоня, печка, речка, мальчик, девочка, цветы; макет печки; пирожки с буквами; сигнальные карточки для определения характеристики звуков; искусственная яблоня с яблоками; схемы-карточки для определения места звука в слове; картинки-бревнышки; текст рассказа «Яблоня».
.
Ход занятия:
Вводная часть.
Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад телеграмму. Интересно от кого она?
В ней всего лишь одно слово написано «Помогите!» и картинки нарисованы: гуси-лебеди, яблоня, речка, печка, мальчик, девочка. Видимо, тот, кто ее прислал, не умеет писать.
Ребята, вы не догадались, герой какой сказки просит нас о помощи? (ответы детей)
Правильно, Аленушка из сказки «Гуси-лебеди».
Работа с иллюстрациями. Закрепление пространственных представлений. Развитие связной речи детей.
Ребята, а как вы догадались? (по картинкам из телеграммы)
(картинки расположены на фланелеграфе)
Давайте вспомним эту сказку, а помогут нам картинки. (дети по очереди рассказывают)
Основная часть.
Ребята, а вы хотели бы оказаться в этой сказке и помочь Аленушке? Тогда давайте отправимся прямо сейчас.
Фонетическая ритмика. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
А вот и печка стоит.
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Молчит печка, не отвечает.
Посмотрите, а в печке пирожок лежит, не простой, а с заданиями. Выполним их, тогда и скажет печка, куда гуси-лебеди полетели.
Задание №1. Достаньте из печки пирожки с буквами. На красный поднос положите пирожки с буквами, обозначающими гласные звуки. А на синий – пирожки с буквами, обозначающими согласные звуки. (дети по очереди подходят и выполняют задания)
Скажите, какие звуки называют гласными? (ответы детей)
А какие есть еще звуки? (согласные звуки)
Логопед читает стихотворение.
Звуки эти разные гласные, согласные:
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Аленку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
А у согласных свой характер:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.
Задание №2. У печки есть еще одно задание. Определить какой первый звук в слове гласный, согласный, согласный твердый, согласный мягкий и выбрать сигнальную карточку нужного цвета. (аист, кот, игра, пол, мишка, улитка, лимон, этажерка, торт). Будьте внимательны, если кто-то ошибется, мы не сможем найти Иванушку.
Игра «Поможем яблоньке». Закрепление умения составлять слова из слогов.
Перед нами яблоня с необыкновенными яблоками. А на самом красивом яблоке задания. Поможем яблоньке освободиться от яблок, выполним задания, тогда и скажет нам она, куда идти дальше искать Иванушку.
Задание №1. Прочтите слоги, написанные на моих яблочках. (дети по очереди срывают яблоки, читают слоги)
Задание №2. Составьте слова из слогов, но прежде вспомните правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. (ла, си, лам, ло, гу, па, та; лоси, гуси, лопата, лампа, сила)
Развитие фонематических представлений, умение соотносить звук и букву. Работа с кассами букв.
Задание №3. А теперь яблонька предлагает поиграть со своими упавшими яблочками. Яблочки эти тоже не простые, они с картинками. Названия картинок я буду передавать по звукам. А вы из букв разрезной азбуки на наборном полотне выложите слова. (лук, такси, капуста)
Развитие фонематических представлений, умение определять место звука в слове.
Задание №4. Яблонька предлагает вам еще одну игру «Доскажи словечко». Вам нужно определить место звука {Р} в досказанных словах по карточкам-схемам.
- Лесники ее домой взять не захотят.
Ей не скажешь «Кошка, брысь»,
Потому, что это ….рысь.
- Я взял муку, я взял творог
Испек рассыпчатый ….пирог.
- Кто альбом раскрасит наш
Ну конечно ….карандаш.
- Где обедал воробей
В зоопарке у ….зверей.
Пальчиковая гимнастика.
Впереди у нас дальняя дорога. Давайте отдохнем. Выполним пальчиковую гимнастику.
Закрепление умения составлять предложения по схеме.
Яблонька нам дальше путь указывает. К речке нас направляет. В речке рыбка плавает. Давайте поймаем ее, может она нам поможет. На рыбке задание. Речка просит нас построить мостик из бревен, что на берегу лежат. К каждому бревнышку прикреплена картинка. Мы сможем положить бревнышко только тогда, когда составим предложение по картинке. (дети по очереди берут бревнышки с картинками и составляют предложение, определяя количество слов)
Вот мы и построили мостик. Теперь можно перейти через речку. Проходите осторожнее, старайтесь не замочить ноги.
Развитие фонематического слуха, умение различать на слух звуковой состав гласные звуки.
Мы оказались на поляне с цветами. На цветах написаны буквы, обозначающие гласные звуки. Выберите себе цветочек. (звучит тревожная музыка)
Летят гуси-лебеди, берегите цветы. У кого в руках цветы с гласными буквами, которые смягчают согласные, прячьтесь в зеленый круг, а у кого не смягчают – в синий круг.
Заключительная часть.
Игра «В гости к Бабе – Яге». Чтение текста.
Вот, мы уже добрались до дома, где живет Баба – Яга. Посмотрите Иванушка на лавочке сидит. Баба Яга отпустит Иванушку лишь тогда, когда мы книжку почитаем. (дети читают рассказ «Яблоня» по цепочке)
Теперь мы можем забрать Иванушку.
Вот и помогли мы Аленушке. Давайте ещё раз вспомним, где побывали и что делали. Знайте, дружба, и знания всегда победят зло.
Литература :
Александрова Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников
Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада"
Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Наталия Нищева: Любимые сказки : Гуси-лебеди. Конспект занятия по обучению пересказу детей 4-5 л.
Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.