Лариса галахова
«Моя семья». Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Закрепить понятия: «имя» и «фамилия»;
2. Систематизировать представления детей о семье, понимать роль взрослых и детей в семье;
3. Вовлекать детей в разговор; развивать диалогическую форму речи;
продолжать расширять и активизировать словарный запас детей на основе
обогащения представлений о ближайшем окружении.
4. Развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
5. Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое
отношение к членам своей семьи;
Методы и приемы:
Игровой: сюрпризный момент, дидактические игры, пальчиковые игры.
Словесный: беседа, вопросы, указания, поощрения, художественное слово (загадки, стихи, потешки).
Наглядный: показ иллюстраций.
Материал:
Демонстрационный материал: модель дома, девочки Маша и членов семьи;цветочки с подсказками, сундучок,мяч.
Раздаточный материал: сердечки из картона на палочке.
Ход занятия:
В: Утром встали малыши,
В детский сад они пришли.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
Д: Здравствуйте!
В: А теперь я с вами еще раз поздороваюсь!
• Игра «Здравствуйте, ребята!»
В: Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, котята? (Нет)
Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, козлята? (Нет)
Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, поросята? (Нет)
А кто вы? У вас есть имя, фамилия?
Д: Да.
В: Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите! Будем передавать друг другу мяч и называть свое имя и фамилию.
(Дети называют свое имя и фамилию, передавая мяч друг другу)
В: Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети
у которых есть имя и фамилия. Садитесь на стульчики.
В: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит…
Давайте-ка его рассмотрим, что у домика есть, повторяйте за мной!
• Пальчиковая игра «Дом».
У дома есть крыша, (руки треугольником над головой)
У дома есть окно, (показываем с помощью пальчиков прямоугольник)
У дома есть дверь, (ладони перед грудью)
А в двери есть замок: (скрестили пальцы ладоней в кулак)
Кто его открыть бы смог? (покрутили сцепленными в замок пальцами)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте я ваш друг! (кулачком стучат по ладони)
В: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук!
(Воспитатель стучит, и поворачивает избу, где разрез с внутренним убранством дома и девочка Маша.)
В: Ребята, в этом домике живет Маша. А хотите узнать, с кем живёт Маша в этом красивом доме?
Вот эти красивые цветочки нам помогут узнать.
(воспитатель берёт первый цветочек и читает загадку)
Излучает она свет,
От улыбки ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная…
Д: Мамочка.
В: Правильно, мама!
В: Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть сундучок, он не простой, а волшебный. Давайте поиграем в игру: сложим в сундучок ласковые слова для мамы.
Я открою сундучок, а вы будете называть ласковые слова: они будут
долетать и наполнять его.
Итак, начнем!
• Наводящие вопросы воспитателя:
В: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет. Она какая?
Д: Ласковая, добрая, милая, нежная.
В: Когда мама модно одевается. Какая она?
Д: Красивая.
В: Когда мама улыбается, смеётся. Какая она?
Д: Весёлая.
В: Когда мама заботится о вас. Какая она?
Д: Заботливая.
В: Если мама занимается хозяйством, делает много домашних дел. Какая она?
Д: Трудолюбивая, хозяйственная.
В: Я знаю, что вы все очень любите свою маму, она для вас какая?
Д. Любимая.
В: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок. А пока мы его
закроем, чтобы наши слова не растерялись.
В: Ребята, мама хозяйственная, потому что она делает много домашних дел.
Давайте покажем девочке Маше, что умеет делать мама. Я показываю вам
действие, вы называете его, и показываете Маше и гостям.
• Игра-имитация «Что умеет делать мама».
-Мыть посуду.
-Варить суп, компот.
-Стирать.
-Мыть полы.
-Шить.
В: Ребята, как вы думаете, мама устаёт?
Д: Да.
В: Маме нужно помогать?
Д: Да
В: Ребята, как вы помогаете маме?
Д: Ответы детей.
В: Молодцы, ребята! Вас можно назвать настоящими мамиными помощниками!
В: Ребята, узнаем, кто ещё живёт с Машей в этом красивом доме?
Угадайте, кто же это?
Добрый, сильный, ловкий, смелый.
Жду ответа я, ребята,
Молодцы! Конечно…
Д: Папа.
В: Молодцы! Конечно, это папа!
В: Давайте покажем девочке Маше, что умеет делать папа. Я показываю действие,вы называете его и показываете Маше.
• Игра – имитация «Что умеет делать папа».
Пилить – джик-джик;
Дрова рубить – руки в замке, махи руками;
Пылесосить – у-у-у;
Забивать гвозди – тук-тук;
Накачивать насосом колеса велосипеда, машины – ш-ш-ш;
Водить машину – имитация руками поворота руля;
В: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и положим в него
ласковые слова для папы. Папа какой?
Д: Ответы детей (смелый, ловкий, заботливый, умелый, работящий, красивый,
веселый)
В: Молодцы, ребята! Много слов и для папы вы подобрали. Давайте теперь
сундучок наш закроем, он нам ещё пригодится
• А хотите поиграть в игру «Кому что подходит»?
- Один, два, три игру начни!
На разносе лежат разные картинки с предметами, мальчики должны выбрать из них те, которые подходят для папы и положить их рядом с папой, а девочки те, которые подходят для мамы и положить их рядом с мамой.
В: Теперь давайте проверим, правильно ли ребята разложили предметы, которые они выбрали для папы (мамы).Маша посмотри, справились ребята с заданием?Все предметы разложили правильно, молодцы.
В: Ребята, а у кого есть бабушка?
Д: Ответы детей.
В: Бабушка – это чья мама?
Д: Мамина или папина.
В: Ребята, а у кого есть дедушка?
Д: Ответы детей.
В: Дедушка — это чей папа?
Д: Папин или мамин.
В: А давайте и для бабушки и для дедушки соберём ласковые слова в сундучок. Бабушкакакая (добрая, умеет пожалеть, успокоить, печь пироги, блины)
Дедушка какой?
• Наводящие вопросы воспитателя.
В: Дедушка и бабушка могут с вами поиграть, книжку почитать, сказку рассказать,значит они какие?
Д: Заботливые, добрые.
В: Дедушка может что-то смастерить, починить, значит, он какой?
Д: Умелый.
В: Дедушка и бабушка долго живут, поэтому много знают, значит они какие?
Д: Умные, мудрые.
В: Да, ребята дедушка и бабушка старше всех в семье, поэтому их нужно
уважать, помогать им.
В: Наш сундучок наполнен словами. Давайте вспомним, для кого мы
собирали ласковые слова?
Д: Для мамы, папы, бабушки и дедушки.
В: Закроем пока наш сундучок, чтобы все добрые слова не разлетелись.
В: Ребята, вот мы с вами и узнали, кто живет вместе с Машей в красивом доме. А как одним словом можно сказать, про всех кто живет в доме. Мама, папа, бабушка, дедушка, Маша - семья.
У каждого из вас тоже есть семья. Семья – это когда любящие друг друга люди живут все вместе. Вместе делают добрые дела, заботятся о маленьких и помогают стареньким.
Семья может быть маленькой, где есть только родители и дети. А может быть большой, где вместе с родителями живут дети, бабушка, дедушка.
В: У многих из вас есть братья и сестры (спросить детей у кого есть брат или сестра, и как их зовут)
В: Как должны жить друг с другом братья и сестры, как должны друг к другу
относиться?
Д: Они должны жить дружно, не ссорится, не драться, помогать,защищать друг друга, делиться игрушками, сладостями.
Ребята, предлагаю показать свою семью на ладошке.
• Пальчиковая гимнастика «Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
А этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
В: Ребята, вы, наверное, знаете, что поступки детей могут радовать или
огорчать ваших родных и близких. Сейчас мы с вами поиграем, выходите в
круг.
Дети выходят в круг.
• Игра «Радость или огорчение».
В: Я буду называть поступок, если этот поступок порадует ваших близких — вы
хлопаете в ладоши, если огорчит – топаете:
Вы съели на завтрак всю кашу;
Разбросали по комнате все игрушки;
Помогли маме мыть посуду;
Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок;
Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;
Порвали новую книжку;
Не вымыли руки перед едой;
Отбирали у друзей игрушки;
Убегали от взрослых;
Защищали братика или сестричку;
Научились сами одеваться;
При встрече со взрослыми людьми всегда здороваетесь.
В: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных. Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки.
Дети стоят в кругу.
В: Ребята, мы сегодня у кого в гостях побывали? Кто живет в красивом доме вместе с Машей? Как одним словом назвать всех близких, кто живет с Машей?
Давайте попрощаемся с Машиной семьёй.
В: Ой, что это с сундучком, какое то волшебство там происходит…
(открывает сундучок и показывает сердечки из цветной бумаги)
В:Ребята, произошло чудо: вы так много сказали ласковых слов о своей семье, что каждое ласковое слово превратилось в сердечко.
В: После занятия я раздам вам сердечки, а вы вечером подарите
их своим родным, при этом обязательно скажете ласковые слова,
которые мы сегодня собирали с вами в сундучок.
В:А ещё в сундучке появился альбом с фотографиями ваших родных и близких. Теперь если вдруг вы заскучаете, можно открыть альбом на страничке Вашей семьи и полюбоваться на своих родных и любимых.