Надежда Дерябина
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие за сокровищами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математике в подготовительной группе
«Путешествие за сокровищами»
(задача на состав числа 7 берется на закрепление).
Программное содержание.
1. Показать способ решения задач с днями недели с помощью «цветного календарика». Закрепить знание дней недели и их последовательности. Закреплять навыки измерения величины линейных предметов с помощью условной и стандартной мерки (линейки). Совершенствовать представление о том, что результат измерения зависит от размера условной мерки. Закреплять умение раскладывать число 7 на два меньших, а из двух меньших составлять одно большее число на наглядном материале и без него.
Публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной группе „Путешествие за сокровищами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать умение отражать в речи результаты измерения, решения логических задач. Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Развивать логическое мышление, внимание. Развивать приемы умственных действий (сравнение, обобщение, аналогия). Формировать общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
3. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. Воспитывать интерес к математике
Методы и приемы: игра-приключение, решение логических задач, измерение, сравнение, вопросы, упражнение в тетради, использование фонограммы, дидактическая игра, сюрпризный момент, решение задач с опорой на наглядность и без нее, поощрение, наглядность.
Материал к занятию: демонстрационный - рисунок парусного корабля, «цветные паруса», цветной календарик, фонограмма шума моря, таблицы на поиск недостающих фигур, вахтенный журнал с вопросами о днях недели, стрелки – указатели, сундучок с нарисованными числовыми фигурами; раздаточный - простые карандаши, линейки, голубая полоска бумаги (24 см, мерки – белая (4 см, синяя (3 см, тетради в клетку, линейка.
Ход занятия:
1 часть. Воспитатель: Ребята, вы любите читать рассказы и смотреть фильмы про отважных моряков, коварных пиратов, поиски кладов?
Сегодня мы сами отправимся в волнующее путешествие, будем искать сокровища, которые спрятал капитан Флинт. Это будет морское путешествие. Для начала нам надо проверить, все ли в порядке с нашим кораблем. Посмотрите на него (открываю панно). Ой! Ребята, оказывается морские разбойники- пираты совершенно не хотят, чтобы мы отыскали их сокровища. Они решили нам помешать отправиться в путь и похитили паруса с корабля. Здесь лежит много парусов разного цвета и формы, но нам нужно только 3 паруса с нашего корабля. А какие это были паруса, ответить на этот вопрос нам поможет вот эта таблица (воспитатель показывает детям таблицу с логической задачей на поиск недостающей фигуры, обращает внимание детей на то, что в рядах имеются разноцветные фигуры и пустые клетки). Ребята, нужно определить какая фигура и какого цвета отсутствует во втором, третьем и четвертом ряду, тогда и узнаем, какой формы и цвета был первый, второй, третий парус.
Сравнивая второй ряд с первым (полностью заполненным, анализируя цвет, форму, дети определяют недостающую фигуру, аналогично заполняются клетки третьего и четвертого ряда. Дети называют какими были паруса и ставят их на место.
2 часть. Воспитатель: Вот теперь все паруса на месте. Можно занимать места на корабле. Итак, представьте, что вы - команда, и все построились на палубе. Егор будет капитаном, Максим - лоцманом, который прокладывает путь корабля. Все мы будем матросами. Ну что, давайте теперь узнаем, сколько же дней мы будем находиться в пути. У вас на столах лежат голубые полоски. Это морской путь. Есть 2 мерки белого и синего цвета. Что можно сказать об их длине? (белая мерка длиннее синей).
Наш корабль может плыть с разной скоростью. Полоски показывают, сколько миль в день может проплывать наш корабль. Подумайте и скажите, полоска какого цвета показывает большую скорость корабля? (белая). Чем длиннее полоска, тем большее расстояние проплывает корабль в день, тем больше скорость корабля. Сейчас возьмите карандаши и измерьте голубую полоску белой меркой. Сколько раз уложилась белая мерка в длине голубой полоски? Значит, если наш корабль будет плыть с такой скоростью, он доберется до места за 6 дней. А сейчас возьмите синюю мерку и узнайте, сколько дней вы будете находиться в пути, если корабль выберет такую скорость. Какой получился результат? (мерка уложилась в длине голубой полоски 8 раз). Что это значит? (мы будем находиться в пути 8 дней). Почему у нас получились разные результаты при измерении? (потому что мерки разной длины). Да, правильно, и чем длиннее мерка, тем … (меньше раз она укладывается, и наоборот, чем короче мерка… (тем больше раз она укладывается). Давайте выберем большую скорость. Преодолеем путь за 6 дней. Нам же хочется поскорее найти сокровища?
3 часть. Воспитатель: Интересно, а какой это будет день недели? Посмотрите на доску. На ней размещен цветной календарик «Дни недели». Мы уже знаем, какой день недели, каким цветом обозначается. А сегодня мы с помощью цветного календарика попробуем определить, в какой день недели мы прибудем на остров. Сегодня – четверг. Мы определили, что будем в пути 6 дней. Посчитайте и скажите, в какой день недели мы окажемся на месте?
Дети отвечают, варианты могут быть разными, воспитатель предлагает проверить с помощью цветного календарика, кто же правильно решил эту задачу. Проверяют.
Воспитатель: Да, это произойдет в среду. А если бы мы плыли 8 дней, то в какой день недели мы бы прибыли? (в пятницу)
Ну что, в путь! Мы будем стараться попасть на остров сокровищ вовремя, в среду. Физкультминутка. (Включается фонограмма- шум моря.) Мы уже в пути. Посмотрите, как красиво вокруг. Как блестит море, белыми барашками пробегают ласковые волны. А сколько много разных животных в море! Кого можно встретить в море? (дети перечисляют морских животных и изображают их).
Воспитатель: А сейчас займите места в каютах, наше путешествие продолжается.
Капитан корабля всегда ведет вахтенный журнал. Он записывает в него, все, что происходит во время плавания. Давайте заглянем в этот журнал: «На следующий день после отплытия, команда встретила семью дельфинов». Ребята, какой это был день недели, если мы отправились в путь в четверг? (пятница). Правильно, думаю, что кому – то найти верный ответ, помог наш цветной календарик. Почитаем дольше: «Первые 3 дня пути стояла хорошая погода, море было спокойным, на 4-й ветер усилился и начался шторм». В какой день недели начался шторм? (в воскресенье). Саша, подойди к календарику и покажи, как ты определил день недели. «Корабельный повар – кок хотел побаловать команду замечательным борщом в воскресенье, но потом решил это сделать на 1 день раньше». Когда команда отведала борщ? (в субботу).
4 часть. Воспитатель: А вот еще одна запись в вахтенном журнале: «В понедельник шторм прекратился и все увидели вдалеке какие- то скалы». Капитан, бери в руки морской бинокль! Давайте посмотрим, что же нас там оживает? Ой, так ведь в этих скалах притаились пираты! Они не хотят, чтобы мы нашли клад! Вот-вот нападут на нас, они уже готовятся к абардажу! Надо спасаться! У нас на палубе стоит настоящая пушка. Попробуем попасть в пиратский корабль. Для начала, надо определить расстояние до пиратов. Зарядить пушку. Откройте ваши тетради. У вас начерчен отрезок. Это расстояние до места, где притаились пираты. Чем можно точно измерить это расстояние? (линейкой можно точно определить длину отрезка). Возьмите линейки и определите длину отрезка. Дети говорят, что отрезок равен 9сантиметрам. Ну что, расстояние определено, пушка заряжена. «Орудие, к бою!». Чтобы поразить пиратский корабль, надо сделать 2 залпа. Нам попались очень хитрые и коварные пираты. Надо заряжать математические ядра. Надо найти 2 ядра с такими цифрами, чтобы эти 2 числа вместе образовали число 7. Скажите, из каких двух чисел, можно получить число 7? Молодцы, если вы сейчас запишите в ядрах, которые нарисованы у вас в тетради правильно 2 числа, из которых составлено число 7, значит вы попадете в пиратский корабль. Работайте. Катя, какие ты написала числа? (2 и 5). Как составил число 7 Ваня? (из чисел 6 и 1). Как Оля образовала число 7. (7 это 3 и 4) и т. д. Вот сколько метких попаданий! Молодцы! Пираты повержены, путь свободен! Ура! Можно плыть за сокровищами дальше!
(Включается фонограмма шума моря).
5 часть. Воспитатель: Ну вот так быстро и весело мы преодолели последние мили пути. Видите пустынный остров? На нем и зарыты сокровища. Корабль причалил к берегу. Высаживайтесь, давайте осмотрим остров. Как вы думаете, где нам искать клад? Что может нам помочь. Дети обращают внимание на стрелки, которые ведут к большому камню. Наверное, здесь и спрятаны сокровища капитана Флинта. (находят сундук). Ой, ребята, а на сундуке замок с кодом. И нам надо его расшифровать. Посмотрите, на крышке нарисована числовая фигура, какое число она обозначает (7). Надо определить на замке недостающее число в паре чисел, которые образуют в сумме число 7. Эти числа и будут кодом для открытия замка Игра «Отгадай, чего нет». Дети определяют какая числовая фигура отсутствует в паре, дорисовывают нужную числовую фигуру).
Воспитатель: Код найден правильно (воспитатель открывает сундук, в котором лежат «старинные украшения», «жемчуг», «монеты»). Сокровища найдены! Можно, не теряя ни минуты, отправляться в обратный путь. Занимайте места. (Звучит фонограмма шума моря). Ребята, понравилось вам путешествовать по морю? Что понравилось? Мне тоже показалось путешествие очень интересным и захватывающим. Сегодня я убедилась, что все вы смелые моряки. Много знаете и умеете. Знаете геометрические фигуры, дни недели, цифры. Умеете измерять, составлять число из двух меньших чисел. Молодцы. А вот и родные берега. Бросаем якорь. Путешествие окончилось. Сейчас мы в нашей группе и сможем хорошо рассмотреть, какие же сокровища припрятал на пустынном острове капитан Флинт.