Светлана Веснина
Занятие по изодеятельности (народные промыслы)
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству
«В мастерской народных умельцев»
Программное содержание:
- учить детей самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона;
- совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму;
Публикация «Занятие по изодеятельности (народные промыслы)» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- закрепить знания о народных промыслах: хохломском, городецком, дымковском, гжельском;
-развивать умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади;
- воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному творчеству.
Материалы для занятия:
Изделия Хохломы, Гжели, Городца, Дымково; картины, иллюстрации. Скульптура малых форм: барышни, кони, бараны, посуда, покрытая белилами, доски из фанеры. Гуашь, кисти, клеёнки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, ватные палочки, карандаши с резинкой, фартуки и нарукавники для детей, фонограммы русских народных песен.
Оформление группы:
Группа оборудована под «художественную мастерскую». Столы приготовлены для работы детей по различным промыслам:
1 стол – хохломские мастера;
2 стол - дымковские мастера;
3 стол - гжельские мастера;
4 стол – городецкие мастера.
У столов мольберты, оформленные картинами и иллюстрациями по каждому промыслу, и готовые изделия.
Дети и воспитатель одеты в русскую народную одежду.
Ход занятия:
В группу входят дети и воспитатель.
В-ль: Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг
Правда, дети тут красиво? Аж захватывает дух:
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
А вот какие мастера, вы сами догадайтесь, отгадайте-ка загадку:
1реб-к: Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки. Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор, но отвести не в силах взор.
Дети: Это дымковские игрушки.
В-ль: Правильно! Давайте подойдём поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера?
Дети: Красную, зелёную, синюю, голубую, чёрную, жёлтую, оранжевую.
В-ль: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, налепы, волнистые линии.
В-ль: А сейчас мы послушаем вторую загадку:
2реб-к: Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Дети: Это Гжель
В-ль: Дети, а почему, вы решили, что это Гжель?
Дети: Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.
В-ль: Где расположен узор?
Дети: В центре изделия.
В-ль: С чего начинали расписывать узор?
Дети: С крупных деталей: лепестков, стебля, сердцевинки, листьев, бутона.
В-ль: А что раскрашивали потом?
Дети: Край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской
В-ль: Молодцы! Напомню вам только, что мастера Гжели применяли разный нажим на кисть, чтобы получить разные оттенки синего цвета: чтобы получить тёмный оттенок, надо нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый – слабее.
В-ль: А теперь милости прошу сюда. Послушайте ещё одну загадку:
3реб-к: Посуда не простая, а точно золотая
С яркими узорчиками, ягодками и листочками
Называется она Золотая
Дети: Хохлома
В-ль: Вот она какая Хохлома. В такой посуде любая еда покажется весёлой, праздничной, сказочно-вкусной. А какие элементы хохломской росписи вы знаете?
Дети: Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы.
В-ль: А ещё одну загадку отгадаете?
4реб-к: Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
Здесь ромашки и купавки,
Словно капельки росы,
Расцветают здесь розаны
Удивительной красы.
Дети: Городецкая роспись.
В-ль: Здесь представлены изделия из старинного русского города Городец. Живёт там весёлый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Вспомните, какими красками и приёмами пользуются городецкие мастера.
Дети: Используются голубая, розовая, оранжевая, синяя, красная, белая, чёрная, зелёная краска. Сначала рисуется основа-круг, по углам или в центре, затем добавляются оживки – белой, синей или красной краской
В-ль: Очень красиво у вас в мастерской, но вот смотрю на столах лежат и незаконченные изделия
Мастера: Эти изделия мы делаем для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы ещё много не поможете ли нам? Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
В-ль: Мы с удовольствием поможем вам, наши дети не только промыслы знают, но и сами умеют по-разному расписывать. Ну что, выручим мастеров?
Дети: Да!
В-ль: Что ж, ребята, сейчас вы превратитесь в мастеров – кто в дымковских, кто в гжельских, кто в хохломских. Посмотрите, для каждого приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто что будет делать, проходите и садитесь.
Начинается работа под русскую народную мелодию. Воспитатель помогает детям советом, словесной подсказкой.
Мастера: Спасибо, ребятушки! Успеем ещё на ярмарку!
Ой, вы гости дорогие, у нас игрушки расписные
Писали их старались, подарить вам собирались. (дети раздают гостям изделия)
В-ль: А вам, дети, за ваши сердца добрые, да за руки золотые – сюрприз (угощение)