Екатерина Никитина
«Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Занятие по художественной литературе в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по художественной литературе в подготовительной группе
Программные задачи:
- учить понимать и оценивать характер главных героев;
- продолжать учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;
- углублять представления о пословицах и поговорках;
- продолжать расширять словарный запас детей подбором прилагательных к существительному;
- формировать представления о доброте;
Темочки:
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин А.С. Конспекты по развитию речи
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
- воспитывать отрицательное отношение к жадности (жадность людей справедливо наказывается); умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.
Активизация словаря: взмолится, откуп, чупрун, кликать, невод.
Материал: иллюстрации к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» (презентация); книга со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; куклы бибабо к спектаклю (бабка, дед).
Предварительная работа: заучивание поговорок о жадности; чтение рассказов В. Осеевой «Три товарища», «Сторож», Т. Пономарёва «Хитрое яблоко»; рассказывание русских народных сказок «Два жадных медвежонка», «Каша из топора»; А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»; чтение стихотворения Я. Акима «Жадина», Е. Благинина «Подарок»; дидактическая игра «Что было до.»; беседа об А. С. Пушкине; беседа о море.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами прочитаем сказку…. Интересную… Волшебную… и очень мудрую. В чём мудрость этой сказки, мы и должны выяснить в конце занятия… Слайд 2
Посмотрите на портрет. Вглядитесь в умные ироничные глаза человека, изображённого на портрете. Кто это?
Да, это Александр Сергеевич Пушкин, самый великий русский поэт. Вам он уже хорошо знаком. Кто знает, чем так знаменит А. С. Пушкин? Слайд 3
Воспитатель: Молодцы! Правильно, Александр Сергеевич Пушкин писал сказки да не простые, а в стихах. Слайд 4
Сегодня я предлагаю вам послушать сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». В сказке вам встретятся незнакомые слова: взмолится - попросит; откуп - подарок; чупрун - чуб, чёлка; кликать - звать.
Чтение сказки. Слайды 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24
Физминутка Слайд 25
После чтения сказки воспитатель проводит беседу. Слайд 26
Ребята, мы сейчас с вами прикоснулись к тайне Пушкина… К его волшебному неповторимому языку сказок. Вы внимательно слушали, а сейчас попытайтесь ответить на мои вопросы.
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
- Кто герои этой сказки? (Старик, старуха, золотая рыбка)
- Где жили старик со старухой? (у самого синего моря)
- Что делал старик? (закидывал невод и поймал золотую рыбку)
- Сколько раз закидывал невод старик? (три раза)
- Что сказала рыбка старику? (отпусти меня, старче)
Что пообещала рыбка старику? (исполнить его желание)
- Что сделал старик с рыбкой? (отпустил)
-Чего пожелала старуха? (новое корыто, новую избу, быть столбовою дворянкой, быть владычицей морскою)
- Какое желание рыбка не исполнила? (последнее)
- Как вы думаете, почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз?
- Чем закончилась сказка? (старуха у разбитого корыта)
- Как вы понимаете выражение «сидеть у разбитого корыта»?
- Какая была старуха в сказке? (Жадная, скупая, злая, завистливая, вредная, сварливая, ворчливая). Объясните, как вы это поняли? Слайд 27
- Каким вам показался старик? Какими словами можно сказать о нём, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, спокойный, жалостливый, беспомощный). Объясните, как вы это поняли? Слайд 28
- А давайте посмотрим, каким было море в сказке, когда старик пришёл с первой просьбой (показ иллюстраций? Слайд 29
Вот пришёл он к синему морю,
Видит - море слегка разыгралось.
- А какое сейчас море? Слайд 30
Пошёл старик к синему морю.
(не спокойно синее море.)
- А вот старик пришёл со своей последней просьбой, какое море сейчас? Слайд 31
Вот идёт он к синему морю.
Видит, на море чё рная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
- Что вы заметили? Почему оно менялось, когда приходил старик с очередной просьбой?
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в дидактическую игру. Слайд 32
Потом слайд 33
- Что значит быть добрым? Какой добрый человек? (отзывчивый на чужое горе, чуткий, доброжелательный, щедрый, уважительный, заботливый)
Воспитатель: Самое хорошее качество человека - это доброта. Добрый человек приветливый, спокойный, дружелюбный, отзывчивый, имеет много друзей. Доброта украшает человека, побеждает всё плохое, что есть на нашей земле. Слайд 34
Итак, давайте с вами попытаемся ответить на главный вопрос сегодняшнего занятия, в чём же мудрость «Сказки о рыбаке и рыбке»?
- Поэтическая «Сказка о рыбаке и рыбке» заставляет нас понять, что самое страшное – это неблагодарность…
Она заставляет нас задуматься, что значит быть жадным, добрым, малодушным, неблагодарным…
Учит, каким нужно быть, чтобы не остаться «у разбитого корыта».
Сегодня мы только чуть-чуть прикоснулись к великой тайне великого поэта Пушкина. Впереди нас ждут незабываемые встречи с ним и его творчеством. Вы молодцы! (педагог оценивает работу детей) Слайд 35
Ребята наше занятие мне хочется закончить такими словами.
Нам с добротою не бывает тесно,
В любой семье с ней вместе жить чудесно.
Она нужна и маленьким, и взрослым,
И даже тем, кто лишь с мизинец ростом.
Скорей сердца ей отворим на встречу,
Откроем окна, двери распахнём,
И только с нею Добрый День начнём,
И вместе с нею встретим Добрый Вечер.