Галина Савина
Занятие по окружающему миру в средней группе «От зерна до хлеба»
▼ Скачать + Заказать документы
«От зерна до хлеба»
Познание окружающего мира.
Конспект занятия в средней группе,
воспитатель Савина Галина Николаевна,
Ленинградская обл., г. Всеволожск
Цель: формирование у детей первоначального представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Обучающие задачи:
Расширять и обогащать знания детей о хлебе, о том, как он попадает к людям на стол.
Публикация «Занятие по окружающему миру в средней группе „От зерна до хлеба“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Познакомить детей с профессиями - хлебороб, агроном, комбайнер, тракторист, водитель, мельник, пекарь, продавец хлебобулочных изделий.
Активизировать в речи детей слова: посев, жатва, элеватор, пекарня, зерновые культуры, хлебобулочные изделия; глаголы – пашут, сеют, жнут, пекут.
Развивающие задачи: развивать у дошкольников познавательный интерес к труду взрослых - хлеборобов, любознательность. Способствовать развитию связной речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям сельскохозяйственного труда. Знать правила обращения с хлебом, обычаи и заповеди, связанные с хлебом.
Демонстрационный материал: иллюстрации «Рожь», И. Шишкин, «Хлеб» (натюрморт, Ю. Николаев, «Зерновые культуры», «Хлебобулочные изделия» (иллюстрации или на тарелке – взять из детского магазина или из магазина, серия картинок «Как выращивали хлеб раньше и сейчас»; сахар, соль, мука, подсолнечное масло, дрожжи, вода (из чего пекут хлеб).
Раздаточный материал: в маленьких тарелочках зерно, колоски.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент.
- Ребята, я шла утром в детский сад и нашла зернышки. Наверное, машина с поля с зерном ехала, да и просыпала. А я не могла мимо пройти - какие они красивые, взяла и все зерна собрала. Посмотрите, я положила их вам на тарелочки. Что это за зерна?
Основная часть.
-Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите какие они на ощупь? Какой они формы, величины и цвета? (Маленькое, твердое, гладкое, посерединке бороздка, как две дольки)
А как думаете для чего людям нужно зерно? Что с ним можно делать? (ответы детей).
Послушайте мой интересный рассказ:
Это было давным-давно, когда вас еще не было, и даже мам, пап, бабушек и дедушек ваших не было на свете. Это был каменный век, и уже тогда древние первобытные люди подметили, если зёрнышко попадает в землю, то вырастает целый колос из таких зёрен, а если посадить много зёрен, то будет много колосков. А ещё древние люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Так и стали первобытные люди сажать зёрна и выращивать много колосков. В те времена не было еще ни каких мельниц, инструментов, машин, каменными острыми серпами они срезали зрелые колосья, с помощью камней растирали зерна в муку. Это было очень тяжело. Постепенно люди изобрели различные инструменты с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.
Рассматривание серии иллюстраций «Как выращивали хлеб давным-давно».
- Подумайте и скажите:
1. Что крестьяне делали сначала? – пахали землю. Кто пахал землю? – Пахарь. Вспахали землю, что делали потом?
2. Сеяли. Кто сеял – сеяльщик. Он разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой» с просьбой о том, чтобы все зерна проросли. А для этого нужно тепло, и дождик.
3. Потом ждали, когда поспеет хлеб. Спелость хлеба проверяли на зуб, рвали колоски, вышелушивали - и в рот: если зернышки хрустят, значит поспели и можно собирать хлеб?
Физминутка:
Зёрнышко (соединены ладошки, будто в них что-то спрятано,
росток (ладошки соединены, смотрят пальцы вверх,
вырос колосок (движения пальцев, сомкнутых в «замок»).
Собирать поспевай (движения рук, будто собирают колоски)
Большой урожай (махи руками через верх).
4. Самое главное было – это вовремя собрать урожай. Начиналась жатва, убирали зерновые косами и серпами. Выходили в поле всей семьей, работали дружно. Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. Некогда лежать, когда пора жать.
5. Урожай убрали, что делают с зерном дальше?
Верно. везут на мельницу. Кто на мельнице работает? Мельник.
Что он делает? (Перемалывает зерно в муку).
У нас тоже есть мельница - посмотрите. Что это? (показать на лопасти). Это лопасти. Как вы думаете, зачем мельнице нужны лопасти? (ответы детей)
-Лопасти мельнице нужны, для того что бы перемалывать зерна в муку. Ветер дует на эти лопасти, и они начинают вращаться, и запускают специальный механизм. Который перемалывает зерно.
-Давайте попробуем запустить нашу мельницу, подуем на нее.
- Хорошо мы поработали! Много муки набрали? (пакет или мешок с мукой)
- Какая мука? (Белая, мягкая, пушистая, воздушная.) Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (нет).
Рассматривание иллюстраций: сбор урожая хлеба сейчас.
- Какие машины помогают людям растить хлеб на полях?
Какие профессии хлеборобов?
Игра «Доскажи словечко»
1. Хлеб выращивает… (хлебороб)
2. Трактор водит… (тракторист)
3. Комбайн водит… (комбайнёр)
4. Зерно мелет… (мельник)
5. Хлеб печёт… (пекарь)
6. Хлеб продаёт… (продавец хлебобулочных изделий)
7. Зерно на мельницу, хлеб в магазин везет… (водитель)
- Что нужно сделать, чтобы испечь хлеб?
Рассматривание ингредиентов: мука, вода, сахар, соль, дрожжи, подсолнечное масло.
- Что бы тесто получилось мягким, пышным, делали опару, в теплую воду добавляли дрожжи, сахар. Когда дрожжи начинали бродить, подниматься, добавляли туда муку, соль и подсолнечное масло, и густо замешивали. Так выпекали хлеб, раньше в русской печи, а сейчас на хлебозаводах. Потом хлеб отправляют в магазины.
Рассматривание хлебобулочных изделий: на тарелке или иллюстрации.
Правила обращения с хлебом. Обычаи, заповеди, связанные с хлебом.
- Почему так с хлебом связаны такие правила? Обычаи и заповеди?
Рефлексия.
-Не легкий путь прошел хлеб от поля к столу, был зерном, а стал душистым хлебом.
О чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось?
Что нужно из продуктов, чтобы испечь хлеб? (из этих продуктов можно с мамой или бабушкой испечь хлеб дома)
Какие правила обращения с хлебом вы запомнили?
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
(пробуем хлеб с чаем).