Анаит Мкртчян
Общие требования, предъявляемые к организации опытов
▼ Скачать +Заказ
Структура организации опыта
1. Началом подготовки детей к опытнической работе является предшествующая работа. В неё входит знакомство с объектами, телами неживой природы, их свойствами, качествами, значением для живых организмов.
2. Выбор объекта, оборудования, материалов для эксперимента.
3. Создание мотивации к участию детей в экспериментировании. Избрать такой приём, который позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приёмы, которые помогут сконцентрировать внимание детей. Ласковый тон, интригующая интонация, загадка-описание, или загадка-действие о предмете наблюдения. – Дети, мне нужно у вас спросить что-то интересное. (Интригующая пауза). Мы каждый день видим воду. Пьём её, купаемся в воде. Видим воду в лужах, озёрах, реках. Но что мы знаем о ней? Откуда она берётся? (Выслушать ответы детей). Оказывается, мы не всё знаем! (Затем педагог ставит цель нового наблюдения, опыта).
Публикация «Общие требования, предъявляемые к организации опытов» размещена в разделах
4. Постановка цели, задач; что будут делать, чего добиваться. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача может выдвигаться педагогом совместно с детьми. Задача должна быть чётко сформулирована
5. Анализ состояния объекта. Определение проблемы.
6. Обсуждение вероятности прогноза.
23
7. Выработка групповых норм и правил поведения. Инструктаж по технике безопасности.
8. Организация опыта (эксперимента). В этой части организации опыта идёт процесс объяснения и показа хода опыта (эксперимента, процесс сенсорного обследования, последовательного рассматривания опытнического материала (воды, земли, песка, растений и их плодов, и семян и пр., самостоятельного получения сенсорной информации. Педагог показывает и обращает внимание на то, что все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено. Он обучает детей оперировать простейшими формулировками, способам проведения опыта (эксперимента). Приёмы, которыми пользуется педагог в этот момент, должны быть яркими, необычными, чтобы само рассматривание не показалось скучным. Целесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты – всё это может вызвать сильное эмоциональное состояние, интерес к предстоящей работе и позволит детям активно включиться в поиск правильного ответа. Педагог выслушивает высказывания большинства детей. Подтверждает правильную информацию, хвалит тех, кто нашёл верные ответы, поощряет на дополнительные действия остальных воспитанников. Возможны короткие точные пояснения, игры с опытническим материалом, позволяющими закрепить обнаруженные свойства и качества предметов.
9. При длительно протекающем опыте (экспериментировании) желательно распределить обязанности между детьми по службам: деятельностной (выполнение практической функции, аналитической (наблюдательная функция, диагностической (фиксация результатов опыта).
10. Слежение за результатами длительного протекания опыта. Обсуждение способов фиксации опытов по определённым отрезкам времени. Опыты следует фиксировать через рисунки, схемы, таблицы, диаграммы. Фиксация наблюдений развивает наблюдательность детей и делает их наблюдения полнее, точнее. Фиксация помогает детям сформулировать выводы, запомнить содержание и последовательность протекания опыта.
11. Завершение опыта (эксперимента). Обсуждение полученных результатов. Дети находят ответ на поставленный вопрос, устанавливают причину наблюдаемого явления. Постигают закономерности в жизни растений и осознанно понимают причины многих явлений (от чего идёт дождь, снег) и пр. Выводы, заключения. Подведение итогов, оценка деятельности детей.
24
12. Оформление диагностических материалов (схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков).
13. Устройство выставки с наглядными материалами, сопровождающими опытническую деятельность.
14. Проведение досуга, праздника, типа «День эрудитов», «Знаем ли мы свою
кошку?», включающих в себя обобщение опыта по исследовательской, экспериментальной работе с дошкольниками и пр.
Длительно протекающий опыт необходимо фиксировать. Если задача решается в кратковременных наблюдениях, обсуждение результатов опыта проводится сразу. Анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы.
Проведение экспериментальной работы в соответствии с обозначенными требованиями возможно лишь при условии специальной подготовки к ним педагога. Эта подготовка включает определение следующих моментов : содержание опытов и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать. Время и места проведения опытов, количества детей, которые могут в нём участвовать одновременно. Методических приёмов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в завершении опыта. Представленная структура организации опытнической деятельности поможет педагогу грамотно спланировать экспериментальную деятельность с детьми в режиме дня ДОУ, добиться общего положительного педагогического эффекта.
Далее при рассматривании детского экспериментирования, будет показана, как организованная совместная деятельность становится педагогическим методом, и как она насыщена отдельными приёмами, которые помогают решать поставленные задачи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Даны конспекты занятий, досугов, праздников, включающие в себя нестандартные формы обучения. Представленные материалы являются обобщением экспериментальной деятельности с дошкольниками в ДОУ на протяжении 20-и лет автором настоящей книги.