Люба Журба
Занятие «Удивительные свойства света» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательно – исследовательской деятельности
на тему: «Удивительные свойства света»
Цель НОД воспитателя: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Цель детей: познакомиться со свойствами света, с его световыми спектрами.
Программные задачи:
Публикация «Занятие „Удивительные свойства света“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Познавательное развитие:
- познакомить детей с семью спектрами света, откуда исходит свет, и как распределяются световые лучи по планете;
- показать детям на наглядной модели причину смены времени суток на планете Земля;
- развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света и экспериментирования.
Речевое развитие:
- развивать связную речь детей, способствовать употреблению полных предложений;
- продолжать работу над четкостью и громкостью произнесения слов, фраз и предложений детьми;
- активизировать словарь детей;
Социально – коммуникативное развитие:
- подвести детей к пониманию того, как освещенность влияет на жизнь растений.
- развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы;
- формировать представление о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира.
Художественно – эстетическое развитие:
- воспитывать умение любоваться красотой природных явлений;
Физическое развитие:
- развивать двигательные навыки, умение выполнять точные и четкие движения в соответствии с текстом.
Материалы и оборудование:
-макет солнечной системы, два горшка с цветами; прозрачные пленки, деревянные брусочки, фонарики, глобус, телескоп, мячики, диски, картонные листы, сказочный силуэт из картона; дневники наблюдений для исследований, эмблемы.
Ход НОД:
Воспитатель: -Ребята, к нам на занятие пришли гости. А, что же нужно сделать? А, что же за слово, такое «здравствуйте»?
«Здравствуйте! Слово, какое чудесное
Чуточку доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте! Скажем мы каждому дню.
Здравствуйте! Скажем мы всем и всему.
-А теперь, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: ваше внимание и настрой на работу. Закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в саду, я на занятии. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю»!
(Открывают глаза и видят коробку)
Воспитатель: -Ребята, посмотрите что у меня есть. (Коробка) А, вы хотите узнать, что в ней внутри находится?
Ответ детей: Да
Воспитатель: - А как это сделать?
Ответ детей: - Надо ее раскрыть и заглянуть внутрь.
Воспитатель: - Но коробка очень сильно запечатана и открыть ее не получается, а заглянуть очень хочется. Как же быть? (Ответы детей. Замечают, что в коробке есть отверстия, предлагают заглянуть в них.)
Воспитатель: Я тоже ребята, заметила отверстия. Давайте попробуем в них заглянуть? Может, что увидим? (Дети по очереди смотрят в коробку и отвечают, что ничего не видно, так как там очень темно и нет света)
Воспитатель: Как же нам сделать так, чтобы в ней было светло?
Дети: Можно чем – ни будь посветить. Например, включить фонарики и посветить в отверстие коробки. (Дети светят фонариком в отверстие и высказывают свои предположения: космос, планеты, невесомость, шарики)
(После этого все решаются открыть коробку и выясняют, что в ней находиться планеты солнечной системы)
Воспитатель: Ребята, а какой мы скоро будем отмечать праздник с вами? (День космонавтики). А какого числа будет праздник? (12 апреля)
Воспитатель: С давних времен, у человека когда он смотрел на небо, возникало много вопросов - о звездах, о планетах, о вселенной и конечно же он мечтал полететь в космос. Но, летательных аппаратов ещё не было, и чтобы наблюдать за звёздами учёные придумали специальный прибор- телескоп. Благодаря этому предмету люди узнали, что существуют ещё и другие планеты.
Воспитатель: - Я предлагаю сейчас вам побыть немножко космонавтами и вспомнить все планеты солнечной системы. Приготовились:
Я хочу стать космонавтом,
Надеваю я скафандр.
Полечу я на ракете,
И открою все планеты.
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ
Воспитатель: -А сейчас я предлагаю вам, стать на некоторое время учеными – исследователями, и вручить вот такие «Дневники», в которые будут записываться ваши результаты наблюдений. (Детям раздаются блокноты)
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как ведут себя ученые во время проведения исследовательских работ?
Дети: Не мешают друг другу, работают тихо, аккуратно. Внимательно слушают научного руководителя и приступают к выполнению опыта после его указаний. После каждого опыта – делают вывод.
Воспитатель: - Прошу всех пройти и занять свои рабочие места.
Воспитатель: Ребята посмотрите на доску – это карта Солнечной системы. А, что у нас по центру находится? (Солнце)
Воспитатель: Действительно, Солнце – это звезда. Когда одна часть Земли освещена Солнцем – там день, а другая часть, находится в темноте – там ночь (показывает на глобусе).
Эксперимент 1: «Смена дня и ночи».
Цель: определить, почему бывает день и ночь.
Вместе с воспитателем дети проводят опыт, используя мячики и фонарики. Дети по очереди берут мячик и светят на него фонариком с одной стороны, а потом - повернуть мячик так, чтобы фонарик осветил его с другой стороны. Дети делают вывод, что освещена только та часть мячика, на которую попадает луч. Так же происходит и с земным шаром - если на одной стороне день, то на противоположной будет ночь.
Воспитатель: Как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта?
Дети: Там тогда или вечер, или начало утра.
Воспитатель: Отметьте в своих дневниках наблюдений, которые вы получили для исследований первый опыт.
Воспитатель: Ребята, свет – это форма энергии, которая с нами повсюду, она не видна для человеческого глаза. А как вы думаете, какого цвета свет?
Дети: Белого, желтого ….
Воспитатель: На самом деле его можно разложить на семь оттенков. А что в природе бывает тоже семи оттенков одновременно?
Дети: Радуга.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам провести эксперимент и увидеть все цвета света. Для этого нам нужен предмет, который преломляет, т. е. изменяет направление светового луча. Таким свойством обладают все блестящие предметы.
Эксперимент 2: «Семь оттенков света»
Цель: определить бывает ли семь цветов у света.
Возьмите диск и фонариком посветите на него. Что вы увидели?
Вывод: свет имеет семь оттенков : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Отметьте в своих дневниках.
(Дети отмечают вывод в своих «Дневниках»)
Воспитатель: Ребята, среди ученых существует мнение, что свет распространяется по Земле только по прямой линии. Я предлагаю сейчас провести эксперимент, и попробовать доказать так ли это.
Эксперимент 3 «Распространение света на Землю»
Цель: определить с помощью эксперимента, что свет может распространяться только по прямой.
Дети берут лист картона и, светят в него фонариком, направляя луч на другой черный лист картона - на картоне световое пятно. Затем листом бумаги лучу преграждают путь, и световое пятно исчезает. Дети делают вывод, что свет распространяется по прямой.
(Дети зарисовывают вывод в своих «Дневниках наблюдениях»)
Воспитатель: Свет имеет еще одно свойство - проникать через некоторые предметы, а через другие - не проникать.
Эксперимент 4: «Способность света проникать через предметы»
Цель: определить может ли свет проникать или нет через разные предметы.
Воспитатель: Возьмите с подносов прозрачную пленку и деревянные брусочки. Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света? (Ответ детей)
Воспитатель: А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?
Вывод: Свет проникает только через прозрачные предметы.
Дети отмечают результат своего исследования.
Воспитатель: Если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, то появляется тень от такого предмета.
Эксперимент 5 «Тень»
Цель: определить, как появляется тень на поверхности земли.
Дети берут сказочный силуэт из картона и светят на него так, чтобы тень «падала» на картон.
Воспитатель: Вот, на таком свойстве игры света – тени, люди придумали теневой театр.
Эксперимент 6: «Влияние света на растения»
Цель: определить, что солнечный свет важен для жизни и роста растений.
Воспитатель: В группе, мы наблюдали за ростом двух цветков. Вспомните, как мы его выращивали?
Дети: Один цветок у нас стоял на подоконнике и получал больше света, т. е. это место было более освещенное, а другой- в менее освещенное место.
Воспитатель: Чем ростки отличаются друг от друга по внешнему виду?
Дети: В первом случае растения более крепкие сочные зеленые, а в другом - ростки блеклые, они тонкие, вытянутые.
Воспитатель: Какой вывод о влиянии солнечного света можно сделать?
Дети: Солнечный свет очень важен для жизни и роста растений.
Воспитатель: Теперь ваши выводы отметьте в "Дневниках наблюдений"
(Дети делают вывод)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что на свете всех быстрее?
Дети: Самые быстрые - машина, самолет, ракета.
Воспитатель: Всех быстрее свет. Луч света имеет очень большую скорость и считается наибыстрейшим объектом во вселенной. Скорость света равна 300000 километров в секунду. Это означает, что в одну секунду он успевает 7-8 раз обежать вокруг Земли. Даже есть такое выражение «Движется со скоростью света» значит, движется очень - очень быстро.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня изучали?
Дети: Мы узнали, как влияет свет на жизнь растений, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные, как появляется тень. Увидели, какого цвета свет. Подтвердили выводы ученых о том, что свет распространяется по прямой.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами познакомились с некоторыми свойствами света. А что вам сегодня больше всего понравилось? Какие эксперименты?
(Дети отвечают, высказывают свое мнение.)