Лариса Мальцева
Занятие по развитию речи и мелкой моторики «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Тема «ПОСУДА»
1. Организационный момент. Сообщение цели занятия – путешествие в город Посуды к волшебной конфетнице желаний.
2. Первое задание: Распределить посуду по видам (чайная, столовая, кухонная).
3.»Слоговая лесенка». Дети выкладывают карточки с изображением посуды начиная со слов с одним слогом и заканчивая словом из 3х слогов.
Публикация «Занятие по развитию речи и мелкой моторики „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
4.»Мимический кубик». Кубик показывает какую мимику ребенок должен повторить смотря в зеркало.
5.»Федорина посуда». Собрать посуду из частей из плоскостных фигур на фланелеграфе.
6. Физкультминутка.
7. Игра с мячом «Какой?», «Какая?», «Какое?».
8. Звуковой анализ слова «КОВШ»
9. Пальчиковая гимнастика.
10. Работа по самокоррекции (штриховка картинки) и раскрашивание. Выполнение заданий по тетради взаимодействия с логопедом.
11. «Пазлы». Собрать слово из слогов.
12. Дети находят конфетницу желаний.
13. Анализ занятия.
Программное содержание:
Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Посуда». Коррекция речи.
Задачи:
1. Информировать правильный лексико-грамматический строй речи.
2. Закреплять умения детей классифицировать посуду по видам.
3. Формировать навыки учебной деятельности: слушать и слышать воспитателя.
4. Развивать правильное звукопроизношение.
5. Развивать связную речь, умение полно отвечать на вопросы.
6. Воспитывать у детей самостоятельность при организации и планировании работы.
7. Создать эмоционально-положительный настрой у детей.
Коррекционные задачи:
1. Развивать речь, память, зрительное восприятие, логическое мышление.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Развивать содружественное движение руки и глаза.
4. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Словарная работа:
Существительные: супница, тарелка, сахарница, кастрюля, ложка, вилка, чайник и т. д.
Прилагательные: металлическая, деревянная, стеклянная, фарфоровая, пластмассовая.
Глаголы: кушать, пить, варить.
Ход занятия
- Дети, я слышала, что на свете есть волшебная конфетница желаний. Она находится в городе Посуда. Предлагаю отправиться на ее поиски. Вы поддерживаете мое предложение? (Да).
В городе Посуда Вам будут встречаться трудности (задания, которые вы должны преодолеть и если кому-то понадобиться помощь, то надо ее оказать.
И так в путь. (дети имитируют ходьбу под музыку).
- Вот мы и пришли в город Посуда.
Посмотрите какая-то карточка лежит (стоят три стола, на одном столе стоит посуда разных видов – чайная, столовая, кухонная).
Мы гостей позвать хотели
Расселиться не успели
Ведь мы нужная посуда
Будет нам без дома худо
Поселите нас в жилище
На любимые столы
Каждый место нам подыщет
Будем рады вместе мы.
- Дети, чтобы побыстрее помочь посуде расселиться, предлагаю разделиться на две команды. Первая команда расставит чайную посуду на отдельный стол, а вторая команда -столовую посуду. Старайтесь работать дружно и не мешать членам другой команды. (Дети выполняют задание)
- Какую посуду расставила ваша команда? (чайную)
- Почему вы думаете, что это чайная посуда? (ответы детей)
- А ваша команда какую поставила посуду? (столовую)
- Почему, вы думаете, что это столовая посуда? (ответы детей)
- А какая же посуда осталась на столе? (кухонная)
- Почему вы думаете, что это кухонная посуда? (ответы детей)
- Дети с этим заданием вы справились, давайте продолжим поиск конфетницы желаний.
2. На учебном столе лежат карточки – слоговые песенки, набор картинок с изображением посуды от одного до трех слогов.
Мы лесенки-чудесенки
Любим слова писать
Отдадим вам ступеньки
И будем отдыхать
А вы на них сложите
Трехсложные слова
Три слога в ряд кладите
Повыше можно два.
А слог один полюбит
Ступень что наверху
И словом сразу будет –
Я посмотреть могу!
Итак, вы должны разделить названия посуды на слоги и выложить карточки с изображением посуды на лесенку-чудесенку, начиная со слов с одним слогом и заканчивая тремя слогами. (Дети выполняют задание и его комментируют)
- Моя лесенка начинается со слова НОЖ в нем один слог, второе слово – стака – канн, в нем два слога, а третье – каст-рю-ля, в нем три слога.
- Ребята, что-то сверкнуло в далеке? Давайте подойдем поближе и посмотрим. (мимический кубик с зеркалом на каждой стороне и схематичным изображением лица с разной мимикой)
Ты в зеркальный кубик посмотри
Мою музыку повтори.
Дети садятся на ковер и «играют» с кубиком, повторяя мимику лица, которая выпадает на нем.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем кубик мы вращать!
Стоп!
Помогите нам. А вот чей-то и дом. Кто же здесь живет? (Федора, из сказки Корнея Чуковского)
- Да Федора была плохой хозяйкой, решив ее помыть и почистить она по неловкости и неосторожности перебила и переломала посуду.
(На фланелеграфе силуэты -кастрюля- без ручек и крышки; чашка без блюдца и ручки, чайник без носика и ручки, сковорода без ручки). Комментарии детей – каких деталей не хватает в посуде.
- Помогите Федоре склеить посуду (выполнение задания).
- Расскажите с чем теперь посуда. ( ответы детей: чайник с ручкой и носиком, чашка с ручкой и блюдцем и т. д.)
- Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник, Дети «надувают живот,
Одна рука на поясе, другая
Изогнута, как носик
Очень важный он начальник.
Вот фарфоровые чашки; приседают, одна рука на поясе
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца: кружатся, рисуя руками круг.
Только стукни – разобьются,
Вот серебряные ложки: потягиваются, руки вверх:
Сомкнуты над головой;
Вот пластмассовый поднос - делают большой круг.
Он посуду нам принес.
(Н. Нищева)
По групповой комнате катится мяч с приклеенной запиской «Поиграй со мной»
- Давайте поиграем с мячиком в игру «Какой?», «Какая?», «Какие?», «Какое?»
- Сейчас вы будете ловить мяч и говорить какая посуда получится из разных материалов.
- Ложка из серебра.
- Серебряная (стакан из стекла, кофейник из фарфора, кастрюля из металла, тарелка из фаянса, кувшин из глины).
На столе стоит ковш и лежит записка
Я ковшик новый и блестящий
Из каких звуков состоящий
(на наборном полотне написано слово – ковш и стоит контейнер с фишками для звукового анализа)
- Прочитайте слово КОВШ и выложите звуковую схему этого слова. (дети выполняют задание).
- Сколько всего звуков в слове?
- В слове ковш всего четыре звука.
- Перечислите их по порядку.
- (К, (О, (Ф, (Ш).
- Расскажите о каждом из этих звуков, четко их произнесите:
- звук (К) - согласный, глухой, твердый;
- звук (О, - гласный;
- звук (Ф) – согласный, глухой, твердый;
- звук (Ш) – согласный, глухой, твердый.
- Хорошо теперь обратите внимание на то, как пишется слово КОВШ.
- Прочитайте его.
- А сейчас, давайте вспомним стихотворение про добрую и трудолюбивую девочку Машу. Проговаривайте четко каждое слово и не забудьте, что пальчики должны быть напряжены.
Маша каши наварила, указательным пальцем правой руки мешают в
Маша кашей всех кормила. ладошке левой руки
Положила Маша кашу загибают по одному пальцу на обоих руках
Кошке – в чашку, начиная с больших на каждое название посуды.
Жучке в в плошку.
А коту – в большую ложку
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла разжимает кулак, сдувают воображаемые
Все до крошки раздала. крошки с ладошки.
- Размяли мы пальчики, и теперь они готовы к любой работе.
Работа по самокоррекции.
- Откройте тетради на странице 14, выполните штриховку дуршлага так, как показано стрелками, а потом раскрасьте его так как вам хочется.
Во время самокоррекции воспитатель выполняет с 2-3 детьми задание по индивидуальной тетради.
Анализ деятельности детей направлен на успешное выполнение заданий. При неверном или недостаточном выполнении заданий тактично указать ребенку на ошибки, потом пообещать их вместе устранить.
- Дети, вы хорошо справились с заданием.
- И снова, в путь на поиски волшебной конфетницы желаний.
На полке лежат пазлы и карточка с заданием:
Мы картинки разрезные
Братья, сестры все резные,
Помогите нам собраться
И всем целыми собраться,
Что написано прочтите
И картинку посмотрите.
- Прочитайте слоги и попробуйте составить из них названия посуды. Старайтесь работать дружно все вместе. (Дети составляют и читают слова).
- А теперь переверните пазлы так, чтобы они не рассыпались, и узнайте, правильно ли вы выполнили задание.
- Молодцы! Раз картинки сложились, вы и с этим заданием справились.
- И снова в путь! (Дети слышат тихую мелодию, чем ближе они подходят к конфетнице, тем громче слышится мелодия).
Дети прислушайтесь, с какой стороны звучит мелодия? (дети идут на звук и находят конфетницу желаний).
Включается грамзапись:
Я конфетница желанья,
Детям помогаю:
Исполняю их мечтанья,
Их секреты знаю.
И исполню я желанье
Лишь одно ребятки.
Съешьте вы мои конфетки,
Они очень сладки.
- Дети, раз конфетница желанья исполнила лишь одно желанье, давайте загадаем общее, чтобы оно помогло не только вам а и другим детям. (дети совещаются в кругу и говорят хором свое желание).
- Мы хотим, чтобы дети в целом мире
Правильно и четко говорили!
Звук металлофона.
(Анализ занятия) :
- Дети, если поставить перед собой цель и смело идти вперед, то она будет достигнута, как это сделали сегодня вы. А наша какая была цель?
- Найти в городе Посуда конфетницу желанья.
- Что больше всего вам понравилось в нашем небольшом путешествии?
- Как помогли Федоре склеить посуду.
- Расселили посуду по своим столикам.
- Поставили слоговые карточки на лесенку – чудесенку.
- Поиграли с мячом и с мимическим кубиком.
- Составилисхему слова КОВШ.
- Разукрасили ков в тетрадях.
- Составляли из пазлов слова.
Вот сколько преград вы преодолели. Пора возвращаться домой.