Юлия Анциферова
Занятие «Космическое путешествие. Планеты Солнечной системы»
Занятие «Космическое путешествие»
Задачи: познакомить детей с планетами солнечной системы; учить анализировать качества структурных элементов геометрических фигур; закрепить прямой и обратный счёт. Развивать навыки познавательной деятельности, внимание, память, моторику. Воспитывать умение общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к сверстникам.
Предварительная работа:
просмотр документальных фильмов;
беседа «Луна – спутник Земли»
Публикация «Занятие „Космическое путешествие, Планеты Солнечной системы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Темочки
чтение статей в энциклопедии «Астрономия»
рассматривание иллюстраций с изображением ракет;
подбор художественного слова, иллюстраций, слайдов;
изготовление панно «Планеты солнечной системы».
Оборудование: панно солнечной системы, предметные картинки с видами воздушного транспорта, с одеждой; наборы геометрических фигур; диск с записью космической музыки, слайды.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята, а вы знаете, что с самых древних времён у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов о звёздах, о вселенной, и конечно, он мечтал полететь в космос.
- А что если нам совершить межпланетное путешествие! (Рассматривают на компьютере виды воздушного транспорта – вертолёт, самолёт, воздушный шар, ракета). На чём мы сможем отправиться в межпланетное путешествие? (на ракете)
- Значит для путешествия вам понадобится сконструировать ракеты. Перед вами лежат наборы фигур. Как можно их назвать одним словом? (геометрические). Сейчас вы станете конструкторами и сконструируете сами космический корабль, используя все геометрические фигуры набора (самостоятельная работа детей)
- Какие замечательные ракеты у вас появились. А теперь давайте выберем одежду, подходящую для полёта в космос (рассматривают предметные картинки разной одежды – куртка, пальто, комбинезон, спортивный костюм, скафандр). Ребята, вы сделали правильный выбор. А почему вы решили, что именно в скафандре нужно лететь в космос? (Защищает от вредных воздействий, т. к. сделан из специальных материалов). Дети одевают бумажную куклу в скафандр.
- Вот мы с вами и готовы к полёту, скафандры надеты, пора отправляться в космос.
- Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полёт. Начинаем обратный отсчёт. 10,9,8,7… 3,2,1 Старт! Дети садятся, закрывают глаза, включается космическая музыка, открывается панно с изображением космоса.
- Вот мы с вами и в космосе! А приземлились мы свами на планете «Вопроси-та». Здесь вам нужно ответить на вопросы:
1. Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин? (лётчик, космонавт, он первый облетел вокруг Земли).
2. Когда был совершён первый полёт? (12 апреля 1961 года)
3. Как назывался космический корабль, на котором Ю. А. Гагарин совершил первый полёт? («Восток»)
4. Какими качествами должен обладать космонавт? (Он должен быть умным, много знать и уметь, должен иметь крепкое здоровье, быть сильным и выносливым, дисциплинированным и выносливым. А для этого он нужно заниматься спортом).
- Вы молодцы, справились с заданием! И за это я даю вам букву, а в конце нашего полёта вы из букв соберёте слово. Летим дальше. Звучит космическая музыка.
- Ребята, у нас поломка. На экране некоторые слова не высветились. Давайте определим какие.
1,2,3,4,5…7,8,9,10…12,13…15,16…18…20 (Это числа – 6,11,14,17,19)
- А как вы это определили? (предыдущее число 5, последующее 7, значит пропущено число 6. И так далее).
- Молодцы, вы справились с заданием и за это получаете следующую букву. Поломка устранена и можем лететь дальше. Звучит космическая музыка.
- Ребята, вы можете увидеть в космосе? (Звёзды, кометы, планеты, млечный путь). Давайте вспомним, сколько планет в нашей Солнечной системе?
Показать слайды – все планеты
Дети по очереди рассказывают о каждой планете.
Первая, самая близкая к Солнцу из планет – Меркурий. На этой планете очень жарко. Меркурий торопится за Солнцем словно боится от него отстать. За земной год он успевает оббежать вокруг Солнца четыре раза.
Вторая от Солнца – Венера. Названа в честь богини красоты. Венеру называют утренней или вечерней звездой, поэтому она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива.
Земля – единственная в солнечной системе планета, на которой есть условия для жизни людей и животных. Это воздух и вода. Земля средняя по размеру планета.
Планета красного цвета называется Марс. Жизни на Марсе нет. А получила она своё название в честь бога войны.
Юпитер похож на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому что на ней лютый холод.
Сатурн – на ней очень холодно. Она жёлто-оранжевого цвета. На ней кольца. Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней.
Нептун – самая холодная планета Солнечной системы, там дуют сильные ветра. Планта больше Земли в 18 раз. Имеет 5 колец. Внутри каменное ядро
Плутон – дальше всех находится от солнца. Представляет собой очень небольшое небесное тело, состоящее из камня и льда. На Плутоне очень холодно –
Вы молодцы, ребята рассказали о планетах. И за это я вам даю ещё одну букву.
- Ребята, давайте повторим и закрепим название планет считалочкой (дети встают вкруг, воспитатель кидает мяч любому ребёнку – ведёт счёт, а дети называют планеты)
- По порядку все планеты назовё т любой из вас: раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля, четыре – Марс, пять – Юпитер, шесть – Сатурн, семь – Уран, за ним Нептун. Он восьмой идёт по счёту. А за ним уже потом и девятая планета под названием Плутон.
- Отлично, летим дальше. Остановка планета «Отгадай-ка». Ребята, посмотрите я что-то нашла. В конверте космические загадки. За ваши правильные ответы вы получите букву, для того чтобы сложить слово.
1. До Луны не может птица долететь и прилуниться,
Но зато умеет это делать быстрая … (ракета)
2. У ракеты есть водитель, невесомости любитель
По-английски «астронавт», а по-русски … (космонавт)
3. Космонавт сидит в ракете, проклиная всё на свете,
На орбите как на зло появилось (НЛО)
4. Свет быстрее всех летает, километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам, нам тепло, хвосты (кометам)
5. Всё комета облетела, всё на небе осмотрела.
Видит в космосе нора, это чёрная… (дыра)
6. Освещает ночью путь, звёздам не даёт уснуть.
Пусть все спят, ей не до сна, в небе светит нам (Луна)
7. Планета голубая, любимая, родная.
Она твоя, она моя, а называется (Земля)
8. По тёмному небу рассыпан горошек, цветной карамели из сахарной крошки.
И только тогда, когда утро настанет, вся карамель та внезапно растает (звезды)
- Молодцы, ребята. Давайте отдохнём и сделаем физкультминутку.
На ракете мы летим, (руки вверх домиком)
В невесомости парим (наклоны в сторону)
Смотрим все в иллюминатор, (руки ко лбу)
Ищем для посадки кратер (повороты влево, вправо)
Вдруг пошёл метеоритный дождь космический магнитный (резко машем кулаками в стороны)
Мы на кнопку нажимаем (имитации нажимания пальцем на кнопку)
И ракету опускаем (присели)
Повреждений вроде нету, (руки на пояс, повороты туловища)
Мы выходим на планету! (маршируем)
-Отлично, летим дальше.
Следующая станция «Собери-ка».
(Дети собирают из пазлов картинку и за это получают букву).
- Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю, в нашу группу. Приготовились к приземлению и начинаем обратный отсчёт. 10,9,8…3,2,1 – Земля!
- Нам с вами осталось выполнить последнее задание – это сложить из полученных букв слово. Дети собирают слово «Земля».
- У нас с вами получилось замечательное путешествие, мы узнали много о планетах Солнечной системы. Но планета Земля, на которой мы живём – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Ребята, может через несколько лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет : «Как прекрасна наша Земля!»
- А за хорошую работу я хочу вам подарить волшебные звёздочки, а вы должны загадать желание, и оно непременно сбудется.
- Наше путешествие в космос закончилось. Что вам понравилось и что запомнилось (ответы детей)