корниенко
Конспект занятия в старшей группе «Как мы дышим»
Конспект занятия в старшей группе.
«Лёгкие и система дыхания». «Как мы дышим?»
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Физическая культура».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Как мы дышим“» размещена в разделах
Цель: Познакомить с органами дыхания.
Задачи: Формировать у детей представление о строении дыхательной системы.
Дать представление о дыхательных движениях – вдохе и выдохе.
Воспитывать положительное отношение к органам своего тела, желание заботиться о своём здоровье.
Планируемые результаты: Дети знают где находится система органов дыхания. Как происходят дыхательные движения.
Понимают, что для дыхания нам нужен чистый воздух.
Избегает вредных привычек, заботится о своей системе дыхания.
Непосредственно образовательная деятельность.
Воспитатель: (показывает 2 воздушных шара, один шар надутый, а другой нет.) Ребята, обратите внимание какие у меня одинаковые шарики, оба жёлтенькие, резиновые. Посмотрите, повнимательнее и скажите одинаковые эти шарики, и можно ли ими играть.
Дети: Один шар надут, а другой нет.
Воспитатель: Правильно, один шар надут, им можно играть, а другим не поиграешь, он не надут, похож просто на резиновый мешочек.
А кто может сказать чем надут шар?
Дети: Шар надут воздухом.
Воспитатель: Молодцы! Конечно воздухом, он и называется воздушный шар. Смотрите, как интересно получается, мы воздух не видим, для нас он невидимка, (знаем с других занятий) но многие процессы без воздуха невозможны. Скажите, пожалуйста, а для чего нам людям нужен воздух?
Дети: Нам нужен воздух чтобы дышать.
Воспитатель: Вот сегодня мы с вами и поговорим, о том, как мы дышим.
Кто может сказать какой орган нам помогает дышать.
Дети: Легкие
Воспитатель: А еще чем?
Носом
Есть прямые носики
Есть носики – курносики…
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Ребята мы с вами дышим не только носом и легкими для дыхания человек использует дыхательную систему. Хотите я вас с ней познакомлю.
Нам нужен воздух, чтобы дышать носом. Дышим мы постоянно, когда спим и когда бодрствуем.
Эксперимент: Предложить детям попробовать на несколько секунд задержать дыхание, (зажать нос). Воспитатель считает, сколько секунд дети задерживают дыхание, и спрашивает об ощущении.
Вывод: Человек не может жить без дыхания.
Воспитатель Наши лёгкие похожи на воздушные шарики. Они то надуваются, то сдуваются.
Ваши легкие расширяются, когда вы вдыхаете и сужаются, когда вы выдыхаете воздух.
Положите руки на грудь и сделайте глубокий вдох. Вы почувствовали, как руки приподнялись вместе с наполнившимися воздухом легкими. Теперь выдохните воздух. Руки опустились.
Дети кладут руки на грудь (чтобы ощутить как поднимается грудная клетка)
Давайте, послушаем наше дыхание
Подставляют руки близко к носу.
Воспитатель: Что вы слышите?
Дети: Наш нос сначала, как насос всасывает воздух, а затем выдувает его, выпускает.
Воспитатель: Правильно. Эти процессы называются – вдохом и выдохом.
Но воздух у нас не остаётся только в носу, а из носа он проходит через дыхательное горло, которое называется – трахея. Затем воздух попадает в бронхи, а потом уже в лёгкие. Лёгких два – левое и правое Лёгкие находятся в грудной клетке, которая защищает их от ударов.
При вдохе и выдохе наша грудная клетка двигается, то растягивается как гармошка, то сжимается, когда воздух выходит из лёгких.
Встаньте, пожалуйста, положите руки на грудную клетку так, чтобы пальцы правой и левой ладоней касались друг друга. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдохните. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Что произошло, когда вы вдохнули?
Дети: При вдохе грудная клетка стала шире, Ладони, лежащие на груди, слегка приподнялись и раздвинулись в стороны. Между правой и левой ладонью появилось расстояние. Во время выдоха пальцы снова коснулись друг друга.
Воспитатель: При вдохе наш организм получает кислород, находящийся в воздухе. В различных органах и мышцах он превращается в углекислый газ, который мы выдыхаем.
В спокойном состоянии человек не замечает своего дыхания. Как вы думаете, изменится ли оно при выполнении физических упражнений? (дети высказывают предположения).
Воспитатель предлагает детям в течении нескольких минут выполнять упражнения (прыжки, бег на месте, приседания и т. д.)
Воспитатель: Изменилось ли ваше дыхание?
Дети: Мы стали быстрее дышать. Мы стали больше дышать.
Воспитатель: Правильно, дыхание стало частым и глубоким.
При выполнении тяжёлой физической работы, занятиях спортом человек устаёт, и его дыхание становится шумным, а иногда даже может причинять боль. Чтобы этого избежать, каждый человек должен уметь правильно дышать – через нос, спокойно, ровно, ритмично и глубоко.
В холодное время года люди со слабым здоровьем часто страдают заболеванием органов дыхания. Их признаки – кашель, насморк, боль в горле, температура, слабость.
Врачи при проведении хирургических операций заметили, что у здоровых людей лёгкие розового цвета, а у людей, постоянно дышащих загрязненным воздухом, они становятся грязно – серыми.
Поэтому следует избегать вдыхания табачного дыма (не находится рядом с курящими взрослыми,
выхлопных газов (не стоять вблизи выхлопных труб автомобилей, пыли.
Как вы думаете, что надо делать, чтобы не заболеть?
Дети: Теплее одеваться, есть побольше витаминов, закаляться, дышать чистым воздухом.
Воспитатель: Правильно, надо закаляться и стараться больше времени проводить на природе, дышать чистым воздухом. Поэтому, так полезны прогулки и физические упражнения в лесу на свежем воздухе. (кататься на лыжах, на санках, гулять)
Растения наши помощники в очистке воздуха. Поэтому в группе нужно сажать больше растений, таких как герань, хлорофитум и другие. А чтобы в воздухе было меньше пыли, нужно делать влажную уборку, проветривать помещение.
Молодцы ребята. А сейчас давайте проведем полезную дыхательную гимнастику
Возьмите в руки соломинки, опустите и подуйте в них. Что вы увидели. Это воздух в виде пузырьков.
Подуйте на перышко
Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»
Дети по команде воспитателя выполняют упражнение.
Кто скажет где находятся легкие?
Как мы можем заботится о своих органах дыхания?
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы сон, когда придёт,
Тихо спать, закрывши рот.
Еще можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать,
День на солнце не сидеть –
Носик может обгореть!
А зимой в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?
Э. Мошковская.