Наталья Асламова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие пшеничного зернышка»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие пшеничного зернышка
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад 163
Конспект НОД,
проведенной в подготовительной к школе группе,
на тему:
“Путешествие пшеничного зернышка”.
Воспитатель: Асламова Н. Н.
Москва 2014
Цель:
познакомить детей с производством хлеба, формировать бережное отношение к хлебу.
Задачи:
- Образовательная
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие пшеничного зернышка“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
уточнять и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб; знакомить с профессиями людей, участвующими в производстве хлеба;
- Развивающая
расширять словарный запас детей новыми словами, расширять представления об окружающем мире, любознательность, развивать логическое мышление, экологическое познание;
- Воспитательная
воспитывать уважение у к труду людей, участвующих в производстве хлеба, прививать осознанное бережное отношение к хлебобулочным изделиям.
Оборудование:
Конверт с письмом, блюдца (6шт., пшеничные колосья, зерна, контейнеры с землей (2шт., шапочка для обозначения агронома, макеты колосьев с зернами (2шт., машинки грузовые (2шт., обручи (2шт., мука, сахар, соль, дрожжи, кувшин с водой, батон хлеба (надрезанный, иллюстрации с изображением этапов производства хлеба, подбор слайдов по теме, поднос с соленым тестом.
I. Организационный момент.
Воспитатель: – Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
(Воспитатель читает загадки.)
– О чем эти загадки?
- Верно, о хлебобулочных изделиях, о хлебе. А какие пословицы о хлебе вы знаете?
- A как надо относиться к хлебу и почему?
- Верно, без хлеба стол пуст, хлеб - это наша сила, наше богатство, а еще хлеб – это результат тяжелого труда многих людей.
II. Основная часть.
(Раздается стук в дверь. Воспитателю вручают письмо.)
- Ребята, нам передали письмо, оно от Хлебной Феи, давайте его прочитаем.
(Воспитатель читает письмо.)
Дорогие, ребята! Высылаю вам пшеничное зернышко, но оно непростое. Один мальчик Егорка очень плохо обращался с хлебом: бросал его, за обедом лепил из него различные фигурки, шарики и кидал их. За такое поведение я, Хлебная Фея, превратила его в зернышко. Вы можете помочь ему стать опять мальчиком, для этого надо пройти путь от зернышка до хлебушка.)
Воспитатель достает из конверта зернышко, кладет его на блюдечко.
- Да, Егорка, несомненно, совершал очень плохие поступки, но мне его жалко, может поможем ему, пройдем весь путь от зернышка до хлеба?
- Ребята, вот выйдем мы с вами в поле и, что же надо сделать с пшеничным зернышком, чтобы оно превратилось в хлебушек, может, сказать волшебные слова?
- Верно, зернышко надо посадить в землю.
(Воспитатель обращает внимание детей на два контейнера с землей, в одном земля прорыхленная, а в другом -плотная.)
- Как вы думаете в каком контейнере зернышко прорастет быстрее и почему?
- Верно, в контейнере с рыхлой землей зернышко прорастет быстрее, т. к. там больше необходимого воздуха и не мешает плотная корка подниматься росточку. А для того, чтобы прорыхлить поле или вспахать, выезжает трактор с плугом и пашет землю, делая ее мягкой и воздушной, как пуховое одеяло. (Слайд)
- Что делает пахарь на тракторе?
- Ну вот земля подготовлена, и пора сажать или сеять зерно. И вот выезжают трактора с сеялками. Зерна по специальным насадкам выбрасываются в землю и заделываются на нужную глубину. (Слайд).
- Что делают на тракторе-сеялке?
- Зерна посеяли, что нужно для того, чтобы зерна, как и всякие семена, проросли?
- Верно: свет, тепло, воздух и влага.
И вот наши зерна проросли, появились зеленые всходы (слайд, только к концу июля они становятся колосьями (показ колосьев). Как вы думаете, надо ли следить за ростом растений, ухаживать за ними?
- Конечно, на поля выходит агроном. (слайд). Он следит, достаточно ли влаги, надо ли организовать полив или орошение (слайд, достаточно ли питательных веществ, или надо внести удобрения для лучшего роста (слайд, не портят ли будущий урожай вредители: насекомые (слайд, грызуны (слайд, организовывает борьбу с ними (слайд).
Воспитатель вызывает одного ребенка.
- … будет агрономом. Вот наше небольшое поле с колосьями (контейнер, проверь все ли в порядке, хороши ли колосья.
(Ребенок смотрит, проверяет, рассказывает).
- Ребята, кем у нас был? Что делает агроном?
- Ну вот, колосья созрели, пора собирать урожай. На поля выезжают огромные, мощные комбайны с косилками. Управляют ими комбайнеры. С самого рассвета до самого заката они собирают урожай. Сначала колосья срезаются специальными острыми ножами-жатками, затем колосья по трубе попадают в барабан, который вращается очень быстро и обмолачивает колосья, то есть отделяет зерна от колосков, и, зерна, пройдя через сито, высыпаются в машину (слайд).
- Ребята, давайте попробуем, легко ли обмолачивать колосья. Сейчас выйдут 5 человек и будут, пока звучит музыка, вынимать из колосьев зерна, а мы потом посмотрим, кто лучше обмолотил.
(Проводятся соревнования).
- Урожай собрали, и зерно везут в специальный дом-зернохранилище, который называется элеватор (слайд). Там зерно сушится при нужной температуре и влажности и очищается. Как вы думаете, что будет, если зерно не высушить?
- Верно, сгниет. Кто запомнил, куда отвезли зерно с поля?
Проведение подвижной минутки.
- Ребята, давайте посоревнуемся, кто больше зерна привезет на элеватор. Разделимся на 2 команды. Перед каждой командой макет колоса (нарисованный) с прикрепленными зернами. Надо подбежать к колосу, открепить 1 зерно, положить в машину, выгрузить в элеватор (обруч) и вернуть машину следующему игроку.
- А теперь дальше продолжаем наше путешествие. Что же делают из зерен, кто знает?
- Верно, зерна везут на мельницу, где их на специальных современных машинах (слайд) мелят, то есть делают мелкими, превращают в муку. Посмотрите, у меня – мука. Какая она?
- Мука белая, рыхлая, без запаха. Как вы думаете, куда теперь надо отвезти муку?
-Да, на муку на муковозах (слайд) везут в пекарню (слайд). Кто работает в пекарне?
-Что делают пекари?
- Хлеб выпекают в огромных печах (слайд).
-Как вы считаете, из одной муки можно испечь хлеб?
-Для того чтобы замесить тесто для хлеба понадобятся мука, вода, соль, сахар, дрожжи (все продемонстрировать). Дрожжи – это специальный порошок, который образовывает в тесте воздушные пузырьки, из-за которых тесто, а потом и хлеб становятся мягкими, пышными (показ).
- Куда отправляется испеченный хлебушек?
- А как называется магазин, в котором продают только хлебобулочные изделия?
- Как называют продавца в булочной?
- И вот мы покупаем хлеб, и он оказывается на нашем столе. Так мы с вами проследили, как из зернышка получается вкусный хлебушек. Но что-то Егорка не превращается из зернышка в мальчика, может он что-то забыл, давайте еще раз напомним ему, как делают хлеб. Вот картинки с изображением всех этапов производства хлеба (9, давайте расставим их по порядку.
-Молодцы, справились с заданием.
III. Заключительная часть.
Голос Егорки:
-Ой-ой-ой! Ура! Я снова мальчик!
Выходит Егорка
- Ребята, спасибо за то, что спасли меня, я понял как трудно делать хлеб, обещаю вам и фее, никогда не баловаться хлебом!. У меня для вас подарок – соленое тесто.
Воспитатель:
-Спасибо, Егорка! Мы верим, что ты бережно будешь относиться к хлебу.
Дети прощаются с Егоркой, он уходит.
-Ребята, вы узнали, как благодаря тяжелому труду многих людей, машин, хлеб попадает к нам на стол, я думаю, вы и сами будете бережно относиться к хлебу, и другим объясните, почему хлеб надо беречь. А из соленого теста, которое сделано из муки, воды и соли мы с вами вылепим хлебушек, булочки, баранки для своего игрушечного магазина и будет у нас своя булочная!