Ольга Шваб
Занятие для детей старшей группы «Тюмень — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- продолжать знакомить детей с многообразием народов, живущих в Тюмени и Тюменской области;
- показать сходства и различия людей разных национальностей;
- продолжать развивать у детей положительные отношения и симпатии к людям разных национальностей;
- формировать знания детей о других народах, о национальной культуре, обычаях, играх.
- воспитывать толерантность и дружбу между народами, уважение к народным традициям.
Публикация «Занятие для детей старшей группы „Тюмень — наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тюменская область, Тюмень
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- развивать познавательные и эмоциональные чувства каждого ребенка.
- активизировать словарный запас детей.
- развивать творческие способности, аккуратность, усидчивость, умения и навыки сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки.
- воспитывать интерес детей к изделиям народного искусства, к мастерам народного творчества.
Подготовка к занятию :
Рассматривание иллюстраций, знакомящих с традиционными народными костюмами, изделий народных мастеров, кукол в национальных костюмах (обратить внимание на различие предметов, их форму, окраску, орнамент).
Материал к занятию :
Иллюстрации с изображением людей разных национальностей (русские, манси, татары); карта Тюменской области; запись гимна; флаги разных стран; простые карандаши, цветные мелки, альбомные листы.
Ход НОД:
Дети стоят кругом. Предлагаю им улыбнуться друг другу и назвать ребенка – соседа ласково. Обращаю внимание детей на гостей, предлагаю им также улыбнуться и поздороваться с гостями.
Затем приглашаю детей к карте Тюменской области.
Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
«Ребята, наша Тюменская область самая большая территория, на которой живут народы разных национальностей. На Севере области живут народы Севера (показываю Север на карте). Это ненцы, ханты, манси (показываю иллюстрации народов Севера). Зимой там бывают сильные морозы, а лето короткое и прохладное.
Вспомните, пожалуйста, какую недавно мы играли игру («Охотники и олени»). Верно, олени самое важное, что есть на Севере. Как, вы, думаете, почему? (ответы детей). Молодцы».
В России живут 170 разных народов. И в нашей Тюменской области тоже проживает много народов разных национальностей. Послушайте стихотворение:
А у нас в стране живут
Русский, коми и якут,
И нанаец и мордвин,
И калмык, и осетин
И тувинец, и бурят-
Все они дружить хотят!
Вы знаете, что у каждой страны есть своя символика. Давайте вспомним, что такое символика? (флаг, герб, гимн). А что такое флаг?
Флаг – это прикрепленный к древку полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба или эмблемы.
Чтение стихотворения о российском флаге.
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Игра «Найди нужный флаг».
Давайте, с вами сравним, флаги России и других стран. Чем отличаются? (Российский флаг трё хцветный: белый, синий, красный; расположение полос другое). Чем похожи флаги? (цвет полос одинаковый).
Как, вы думаете, что такое герб?
Герб – это отличительный знак государства, города, изображаемый на флагах, монетах, на официальных документах.
Чтение стихотворения о российском гербе.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
А что такое гимн?
Гимн – это торжественная песня, принятая как символ государственного единства.
Прослушивание части гимна.
Физкультминутка «Самолет»
А теперь мы с вами превратимся в самолеты и полетим в путешествие по странам. Давайте расправим крылья, заведем мотор и полетим (дети бегут по кругу, останавливаются и садятся на коленки). На полу раскиданы листы с изображением людей разных национальностей. Дети читают название народа и угадывают где они живут и на каком языке здесь говорят и летят дальше).
Предлагаю детям сесть за столы.
Просмотр иллюстраций (сравнение и обсуждение национальных костюмов). Рассказы детей :
Русский народный костюм у женщин состоит из белой рубахи, красного или синего сарафана, передника, на голове кокошник или платок. Весь костюм разукрашен красивым растительным узором. Мужчины надевали рубашки - косоворотки, большой вышитый пояс, жилетку, брюки, заправленные в сапоги, и на голове у них был картуз.
Татарский народный костюм у женщин состоит из платья, передника, на голове калфак и на ногах читек. Весь костюм разукрашен красивым ярким татарским орнаментом. Много красного, зеленого цвета. Мужчины надевали рубашки, большой широкий пояс, жилетка, брюки, заправленные в сапожки и на голове тюбетейка.
Чуваши очень любят красный и желтый цвет. Желтый цвет означает стремление к свободе, а красный-богатство и достаток. Отличается чувашский костюм своей простотой. Головные уборы у девушек состоят из монет и называется-тухча.
У марийцев костюмы тоже просты. Мужской костюм состоит их расшитого узорами рубашки, широкого пояса и брюки, заправленные в сапожки, меховые шапки. Женский костюм состоит из длинного платья, передника, на голове калфак.
Как вы понимаете смысл пословиц?
Человек без Родины, что соловей без песни.
Жить – Родине служить.
Родной край – сердцу рай.
Родная земля и в горсти мила.
У народа один дом – Родина.
Дома и стены помогают.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Физкультминутка «Охотники и олени»
Предлагаю детям сесть за столы.
«Нарисуй, девочку в любом национальном костюме».
Подведение итогов занятия.
Понравилось вам путешествие по нашей стране? Ребята, о чем мы говорили на нашем занятии? А, что вам больше всего понравилось? А мне понравилось вместе с вами играть, молодцы ребята! Большое вам спасибо!