Марина Сергеевна Ловцова
Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами арт-терапии «Волшебный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие
для детей старшего дошкольного возраста
с элементами арт-терапии
«Волшебный лес»
Цель: развитие и коррекция различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы)
Задачи:
1. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
Публикация «Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами арт-терапии „Волшебный лес“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
2. Коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения.
3. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
4. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседнику.
5. Обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
6. Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) продолжительностью 30-40 минут.
Учитывая возрастные особенности детей, занятие составлено так, чтобы в нем происходила постоянная смена разных видов деятельности: игра, беседа, рисование.
Условия проведения
Количество участников группы 3-5 детей (в этом случае ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость).
Материал
• Листы бумаги
• Краски, кисточки, фломастеры, цветные карандаши
• Магнитофон, кассета с записью медленной музыки
• Больший лист ватмана в форме круга
• Свеча
Список литературы
1. Калинина Р. Р. «Тренинг развития личности дошкольника : занятия, игры, упражнения», СПб., 2001
2. Киселева М. В. «Арт-терапия в практической психологии и социальной работе», СПб, 2006
3. Костина Л. М. «Игровая терапия с тревожными детьми», СПб, 2003
4. Копытин А. И. «Практикум по арт-терапии», М., 2001
5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению : характер, коммуникабельность», Ярославль, 1996
6. Куражева Н. Ю., Бараева Н. В. «Психологические занятия с дошкольниками», СПБ., 2004
7. Лебедева Л. Д. «Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий», М., 2007
8. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. «Ступеньки к творчеству», М., 1995
9. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения», М., 2000
10. Хрящева Н. Ю. «Психологические упражнения в тренинге», Л., 1992
11. Чистякова М. И. «Психогимнастика», М., 1990
Занятие №1
«Волшебный лес»
Упражнение 1. «Приветствие со свечой»
Цель: создание положительного настроя в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество
Психолог предлагает детям, передавая друг другу свечу, почувствовать тепло, которое от нее исходит.
«Дети, возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад (а) тебя видеть!»
Упражнение 2. «Мое настроение».
Цель: «Активизация» визуальных, аудиальных, кинестетических
ощущений
Дети садятся на пол и закрывают глаза. Психолог предлагает представить цвет, мелодию, движения, с помощью которых можно было бы описать свое состояние. Дети описывают то, что сейчас они чувствуют. Психолог включает медленную, мелодичную композицию.
Упражнение 3. «Танец деревьев»
Цель: поиск образа посредством движений под музыку, снятие
эмоционального и физического напряжения
Детям предлагается представить лес, себя в образе дерева, и выразить испытанные чувства соответствующими движениями, танцем.
Упражнение 4. «Мое дерево»
Цель: развитие ассоциативного мышления, научить детей передавать свое
настроение с помощью изобразительных средств
Каждому ребенку предлагается занять место за столом и нарисовать на листе бумаги дерево, образ которого возник ранее, придумать рисунку название и историю, которую дерево «хотело» бы рассказать.
Упражнение 5. «История моего дерева»
Цель: развитие творческого воображения, воспитание уважение к мнению других детей, создание возможности для самовыражения
Дети садятся в круг на стулья, кладут свои работы так, чтобы всем было удобно рассмотреть детали. Затем каждый рассказывает про свое дерево. В процессе беседы вопросы «дереву» могут задавать другие дети и психолог.
• Какое настроение у твоего дерева?
• Чем ему можно помочь?
• За что его любят люди?
• Есть ли у него враги?
• Какой подарок его бы обрадовал?
• О чем мечтает твое дерево?
Психолог предлагает детям помочь деревьям друг друга (нарисовать то, что «дерево» считает нужным и необходимым сделать) : полить, удобрить, нарисовать «полезных» птиц и т. д.
Упражнение 6. «Наш лес»
Цель: развитие творческого воображения, повышение уверенности в себе,
сплочение коллектива
Психолог просит освободить нарисованное дерево от фона, т. е. пальцами «выщипать» его изображение.
Затем детям предлагается расположить рисунки деревьев на большом листе (в форме круга). Дети перемещают деревья на листе до тех пор, пока каждый не почувствует себя комфортно.
Подведение итогов занятия
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что понравилось, не понравилось?
Ритуал прощания
Цель: объединение детей и связь всех занятий в единую программу.
Дети встают в круг, берутся за руки и через рукопожатие передают улыбку по кругу.