Светлана Чагина
Занятие для детей с ФФНР с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей дифференцировать звуки [С] — [Ш].
Задачи:
Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].
- учить составлять предложение с заданным словом
- закрепить знания об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш];
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш];
- закрепить умение определять место заданного звука в словах, умение делить слова на слоги и определять их количество;
- развивать мелкую моторику пальцев;
- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.
Публикация «Занятие для детей с ФФНР с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
- развивать умение согласовывать речь с движениями
Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, схемы артикуляции звуков С-Ш, игры: «Рыбалка», «Умный щенок», предметные картинки «С-Ш» в одном слове, сюжетные картинки к рассказу «Просто старушка», мяч, 2 звуковых домика, 2 синих фишки, сухой пальчиковый бассейн (наполнитель-горох, маленькая игрушка собачки и мышки.
Дети входят в кабинет логопеда и образуют круг вместе с учителем.
Л: соединим ладошки, поделимся, друг с другом теплом и хорошим настроением и дружно скажем: «Доброе утро!»
Дети садятся за стол. Перед вами сухой бассейн. Посмотрите, кто там спрятался?
- у меня мышка
- у меня собака
Л: произносит слова, выделяя звуки С, Ш
Мышшшка, сссобака
Девочки, как вы думаете, что мы сегодня будем делать?
Д: Различать звуки С-Ш
Л: Почему вы так решили? Молодцы! Мы будем различать звуки и правильно их произносить.
Слайд №2
Л: Песня суслика – свистит
У змеи она шипит
Ты послушай и узнай
Эти звуки отгадай.
Задание №1
Выложить с помощью моделей артикуляцию звуков
А) один ребенок звук «С»
Б) другой – звук «Ш»
Педагог включает презентацию, Слайд №3 дети проверяют.
Л: Скажите, пожалуйста, какие это звуки?
Д: Твердые, глухие согласные
Слайд №4 ( модели: синий круг, наушники)
По дорожке ты пройди
Звук нам нужный протяни
Л: Произнесем звук «С» + ладошка вниз
звук «Ш» + ладошка вверх.
Повторяйте: ша-ша-са, со-со-шо, шу-су-шу, ас-аш-ас
Л: Давайте выясним, так ли важно правильно произносить звуки в словах. Предлагаю заменить звук «Ш» на «С»
Слайд №5 крыша – крыса
Слайд №6 мишка – миска
Слайд №7 кашка – каска
Слайд №8 Машка – маска
Л: Что изменилось, когда мы поменяли один звук? Правильно получилось совсем другое слово. Поэтому очень важно правильно произносить звуки.
Проверим, как «работают» ваши ушки?
1 звук ловите в одну ладошку
2 звука – подставляйте 2 ладошки
ш-са-ос-с-шу-сы-ша-с
Игра «Место звука в слове»
Звук «Ш» шапка, душ, капюшон, камыш, шар
Игра «Рыбалка» и игра «Умный щенок»
Ц: учить дифференцировать звуки С-Ш.
Каждый ребенок выполняет индивидуальное задание за 2 минуты, затем взаимопроверка.
Дети выходят из-за стола.
Игра «Встречу слово на дороге – разделю его на слоги»
Педагог бросает мяч и называет слово – ребенок делит слово на слоги с помощью мяча, бросает мяч педагогу и называет количество слогов в слове.
Шар, каша, сапоги, душ, самолет, камыш, сок, собака
Физминутка.
В школу осенью пойду шагаем на месте
Там друзей себе найду
Научусь читать, писать показываем книжку и как пишем
Дружно, весело играть. хлопки
Я такой ученой буду, руки вверх
Но наш садик не забуду. грозим пальцем
Посмотрите, мои ладошки превратились в лягушек. (Педагог на руки одевает зеленые перчатки) Давайте вместе поиграем!
«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
- Две веселые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки
Только брызги вверх летят.
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
Молодцы! Садитесь.
Игра «Составь предложение»
Л: назовите по очереди слова, которые лежат перед вами:
Саша, шахматист, сушки, старушка, машинист, пастушок
Используйте карточки и составьте предложение с любым словом.
Катя ест сушку.
Машинист ведет поезд.
Старушка нашла котенка под скамейкой.
Пастушок пасет коров.
Саша спешит на каток.
Перед вами картинки, разложите их по порядку и перескажите рассказ, правильно произносите звуки С-Ш.
Д: Рассказ называется «Просто старушка», написала Валентина Осеева.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!
Дети по очереди рассказывают рассказ, с опорой на серию сюжетных картинок. Второй ребенок контролирует произношение первого, услышав ошибку, кладет счетную палочку на букву, соответствующую неправильно произнесенному звуку.
Л: Чему вы сегодня научились? Оцените ваше настроение сейчас.
Что понравилось? Что было трудно? Вы, молодцы!
Я вручаю вам медали и дам скороговорку, которую выучите дома и в следующий раз мне расскажите.
Домашнее задание
Домашнее задание
Аннотация к занятию
На занятиях вне рамок коррекционной группы дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети в логопедической группе. Основными формами организации работы при этом, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20 минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю).
Данное занятие является итоговым занятием по теме «Дифференциация звуков С-Ш». Звуки — С, Ш ставятся в начале и в середине коррекционной работы логопеда и, как правило, их постановка не вызывает больших трудностей, также как и последующая автоматизация.
Дифференциация же этих звуков достаточно трудно дается детям, а в словах эти звуки встречаются часто. Если эти звуки поставлены и введены в речь, а дифференциация отработана недостаточно, то речь ребенка «присвистывает» и «шепелявит». Незакрепление звуков в речи впоследствии ведет и к проблемам в письме. Поэтому именно дифференциации звуков следует придавать большое значение.
Указанное занятие обобщает комплекс коррекционных приемов, таких как: использование здоровьесберегающих технологий : сухой бассейн, пальчиковую гимнастику, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, авторские игры по дифференциации звуков в слогах; умение составлять предложение с заданным словом и пересказывать текст с использованием серии сюжетных картинок.
В своем занятии я преследовала следующие цели:
- развитие фонематического слуха;
Это один из самых важных моментов логопедической работы. Умение слышать звук, находить его местоположение в слове помогут ребенку правильно произнести звук в каждом конкретном случае. Профилактика дислексии и дисграфии в школе.
- развитие мелкой моторики рук;
Давно известно, что развитие речевых центров тесно связано с развитием тонкой моторики пальцев рук.
- создание положительной мотивации к занятию;
Как правило, у детей с нарушениями речи мотивация низкая. Если что-то на занятии дается с трудом – ребенок теряет интерес, зевает, отвлекается. Поэтому игровая форма занятий, активное использование демонстрационного материала: сюжетных картинок, частая смена видов деятельности побуждают ребенка к активному участию в занятии, поддерживают его внимание на протяжении всего занятия. Кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут детям стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат учебные достижения! Занятие проводится с детьми, подобранными по соответствующим диагнозам и уровню подготовки к данному виду занятий.