Оксана Скрябина
Занимательные арифметические задачи
▼ Скачать + Заказать документы
Почему занимательные? Обучение математике не должно быть скучным занятием детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому наша основная задача сделать так, чтобы детям было интересно заниматься. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся математическим представлениям.
Публикация «Занимательные арифметические задачи» размещена в разделах
Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них реализуются все программные требования. Но на них необходимо использовать разнообразные методы организации. Конечно самая лучшая форма обучения – это- игра.
Основные формы обучения в ФЭМП: дидактические игры, загадки с математическим содержанием, игры – головоломки, словесные логические задачи, занимательные вопросы, веселые задачи в стихах, загадки-шутки, сюжетно-ролевые игры, эксперименты, викторины, занятия-соревнования, математические КВН…
Остановимся на некоторых из них.
Загадки, задачи-шутки уместны входе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В начале занятия в старшей и подготовительной группах можно использовать несложные занимательные задачи в качестве «умственной гимнастики».
- Над рекой летели птицы: голубь, щука,2-синицы.
-Какая цифра зашифрована в слове семья?
-Кошка в кубики играла. Один кубик потеряла. Закружилась голова, было 3, а сталось…
-Возле грядки две лопатки. Возле кадки три лопатки.
Все лопатки сосчитать –Сколько будет? Ровно…
-Подогрела чайка чайник, пригласила 8 чаек. «Приходите все на чай». Сколько чаек отвечай. -Сколько ножек у стола и углов в квартире догадались, детвора? Их всегда…
-Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет?
-Горело 10 свечей, 2 погасло. Сколько свечей осталось?
-У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
-Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.) -Сколько хвостов у семи ослов? Сколько носов у двух псов? Сколько ушей у пяти малышей? Сколько лап у двух лисят? -На подоконнике лежали 3 зеленых помидора, через день они покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось? -Диме - 5 лет, а Кате - 9 лет. Кто старше?
Наблюдая за детьми, можно сделать вывод: дети очень активны в восприятии задач занимательного характера, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель, которая увлекает его. Интересные задания увлекают детей, но и взрослых.
Математическая дорожка.
Это примеры с пропущенными цифрами и знаками. Сначала взрослый проигрывает с ребёнком. Затем дети играют самостоятельно парами или малой подгруппой. Уточнить детям, что решать примеры необходимо по стрелочки. В место пустой клеточки подставлять нужный знак или цифру. Когда дети овладеют этим навыком, можно предложить придумывать задачки на данные примеры. В дальнейшем можно совместно с детьми составлять математические кроссворды.
Дидактическая игра «Задачи на ладошках». Считая пальчики, ребенок получает, полезное упражнение для мелкой моторики. Данная игра направлена на обучение и закрепление навыков счета и решения арифметических задач, а так - же развивает воображение, мышление, внимание, мелкую моторику.
-Порядковый и обратный счёт. Детям предлагается пересчитать пальчики на фетровых ладошках. Дети считают пальчики на обеих руках, загибая их по одному.
- Изучение цифр. Необходимо объяснить детям, что цифра обозначает количество чего-либо. Например, воспитатель показывает цифру 6. Дети, загибая соответствующее этой цифре количество пальцев
-Определяем «соседей» числа. Воспитатель показывает число, например 8 и спрашивает: «Какие «соседи» у числа 8?». Ребенок называет «соседей» числа 8, загибая соответствующие пальчики.
Как видим, вариантов игры может быть множество. Это и «Сложение», «Вычитание», «Определение состава числа», «Сравнение чисел». На первом этапе ребенок начинает играть, считая пальчики, со временем легко решает примеры. Так - же это поможет в решении задач. Примеры игр:
- По загнутым пальчикам придумать задачу.
- Загибать пальчики решая задачу. Ладошки можно вырезать из цветной бумаги или фетра. Старшие дошкольники, это пособие могут сделать самостоятельно.
Кораблик «Плюх-плюх»
Паровозик «Счетовозик»
Эти игры закрепляют умения считать предметы по порядку, соотносить цифру и количество, решать и «записывать» простые арифметические примеры в пределах 10 на сложение и вычитание, пользуясь знаками «+», «-», «=», сравнивать числа первого десятка при помощи знаков «<», «>». Когда дети овладеют всеми этими навыками, можно перейти к решению и составлению простых задач.
(На красной мачте 5 флажков. 1-порвался. Сколько флажков осталось на красной мачте)
Благодаря наглядности дети с лёгкостью справятся с любой задачей.
Все мы знаем, как любят дети играть с счётными палочками. Что б увеличить интерес к ним можно их изготовить самостоятельно - покрасить полоски из картона, деревянные палочки от мороженого или спички, предварительно удалив у них головки серы. Хорошо, если дети сами придумывают задачи и записывают (моделируют) их для решения другими людьми (детьми или взрослыми). Если вы играете вместе с детьми, то можете давать устные задания. Если ребенок играет один, хорошо заготовить карточки, на которых нарисовано условие игровой задачи.
Игровое упражнение по математике «Весёлый клоун» разработано для повторения и закрепления навыков сложения и вычитания чисел. Просто составлять и решать примеры не совсем интересно. Увлекательней придумывать и решать задачки.
Варианты игр:
1-Пришить пуговицы с ошибкой. 2-Разложить и придумать задачу. 3-Придумать задачу. Затем разложить пуговицы.
Аналогично с мячиками.
Задачи- иллюстрации. В дошкольном возрасте дети чаще всего усваивают материал, работая правым полушарием мозга. Это в буквальном смысле слова их сильная сторона. Используя наглядные задачи, мы обращаемся именно к «правополушарному» или образному типу мышления. То есть предлагаем ребенку математику в виде картинки. Подбирать иллюстрации и составлять задачи необходимо правильно. (От утят грибы не отнимают).
Двигатель ребенка в познание чего-то нового — его любопытство. Среди множества наглядных задач, ярко оформленных, с изюминкой, дети обязательно найдут то, что им интересно. И через эту увлеченность придет к более серьезным зданиям. Чем больше наглядных задач с успехом решит ребенок, тем увереннее он станет. И тем больше будет готов к задачам по математике разной степени сложности.
Сказки интересны большинству детей. Благодаря этому сказку можно сделать помощником в усвоении математического материала. Задача со сказочным сюжетом будет занимательна, усилит интерес к самой задаче, пробудит желание решать проблему и помогать героям. Задачки - сказки развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат воображать, фантазировать. Слушая такую задачку, ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящих событий и в то же время учится усидчивости и терпению, тренирует внимание, умение дослушать до конца, так как неизвестно, какой будет задан вопрос в конце.
Детям трудно воспринимать задачу на слух, можно использовать предметы заместители)
Сказка «Добрая медведица»
Пошла медведица в магазин, купила медвежатам гостинцы: бублики, пряники, - печенье, вафли, торт. Идёт она по лесу, а навстречу ей заяц: «Здравствуйте!». «Здравствуй, какой ты вежливый! Вот тебе за это печенье». Идёт дальше. Вдруг ей шишка в лоб попала. «Это я, нечаянно из лапок шишку упустил. Извините, пожалуйста!» - подскочил к ней бельчонок. «Молодец, что честно признался. Вот тебе за это пряники». Идет медведица дальше, оступилась и упала. Тут подскочил к ней барсучонок и помог ей встать. «Спасибо тебе! Ты очень добрый, вот тебе за это вафли!» Пришла медведица домой: «Угощайтесь, медвежата, и вам осталось сладостей».
Вопрос: Сколько угощений осталось для медвежат? (2)
Слушая такие задачки-сказки, решая их, дети проявляют к ним большой интерес, пробуют самостоятельно сочинить аналогичные, а главное - понимать, что считать можно всегда, везде и всё, что нас окружает.
Другой вариант использовать сказки (Взять игрушку или использовать маску)
«Колобок» 1. Наш румяный колобок выпрыгнул в окошко. Встретил 2-х зайчиков и 1-го волка. Сколько зверей он встретил в лесу? 2. Для теста Бабушка взяла 5 ложки муки и в амбаре набрала 3 ложки. Сколько ложек муки наскребла бабушка? 3. Когда Колобок сидел на подоконнике, он видел одного голубя и трёх воробьёв. Сколько всего птиц увидел Колобок? «Лисичка со скалочкой» 1. Лисичка увидела во дворе дома трёх курочек и 3 уточек. Сколько всего птиц увидела лиса? 2. Во дворе гуляли 5 кур. Когда они увидели лису, 4кур убежали в курятник. Сколько кур осталось? 3. У хозяина было 4 уточек. Одну он отдал лисе. Сколько уточек осталось у хозяина?
Чтобы заинтересовать детей, можно использовать цветные стаканчики с сюрпризом.
В которые поместить разные задания.
Сундучок можно использовать для сюрпризного момента. Предложить детям разгадать код, решив задачи.
*Подарил ежатам ёжик 8-новеньких сапожек. От восторга ежата визжат. Сколько было у папы ежат? (2) Использовать наглядность. *Я морожено люблю. Всех друзей я угощу. Было 6-ть у меня, 5-ть конечно съем сама. (1) * Бабушка носки вязала: маме-красные, папе – синие, а для Зиночки с розовой резиночкой. Сколько пар носков связала бабушка? (3) Чем интереснее игровые действия, тем эффективнее закрепляются полученные знания и выше познавательный интерес к изучаемому.